Здесь будет Стоунхендж! Глава Рошаля рассказал о создании парка камней
Фото: [Иван Водопьянов/Подмосковье сегодня]
В Рошале трудно найти хотя бы одно здание, в котором нет кирпича, заложенного его дядей или отцом. Алексей Артюхин – потомственный строитель. Став главой города, в котором вырос, он решил, что сделает его одним из лучших в Подмосковье. Получается ли? Об этом корреспонденты «Подмосковье сегодня» поговорили во время прогулки с главой Рошаля. А заодно узнали, что за камни появились в местном парке и какой Алексей Артюхин в роли не только «отца города», но и отца большого семейства.
НА СЛУЖБЕ – ЧТО В КОНЮШНЕ
Мы собирались прогуляться по берегу озера, познакомиться с семьей главы. Но вместо размеренного променада вышел динамичный поход по улицам Рошаля. Планы изменились: главе понадобилось срочно проверить готовность объектов.
Пытаюсь представить себя на месте большого чиновника, который осматривает город. Придирчивый глаз сразу цепляется за участок улицы без асфальта, прямо напротив администрации. Как это объясните, господин мэр?
– Здесь мы делаем пешеходную зону, восстанавливаем историческую площадь 1930-х годов, – говорит Артюхин. – Вскрыли асфальт, достали брусчатку начала прошлого века. Теперь рабочие снова кладут мостовую. Совсем скоро тут будет очень красиво.
Сделать Рошаль чистым, уютным, удобным, может, и не очень скромная, но вполне достижимая мечта главы.
– Судьба города, в котором я вырос, в первый раз поцеловался и в первый раз подрался, не может меня не волновать, – признается Алексей Артюхин.
Он рассказывает, что в детстве больше всего хотел стать богатырем. Чтобы защищать Родину.
– Даже ревел, когда был маленьким, – улыбается Алексей. – Переживал, что мы всех победили и на меня врагов уже не осталось. Со временем, конечно, пришло понимание, что необязательно идти на войну – место подвигу есть и в мирной жизни. Очистить город, привести его в порядок – тоже поступок. Геракл же чистил Авгиевы конюшни.
– Сравнение у вас, однако. Прямо чистили город? Так запущено все было?
– Да! Вечный огонь у нас зажигали по праздникам, городские часы стояли, в воде содержание сероводорода зашкаливало, перебои с теплом были нормальным делом. Все это удалось исправить.
БРОУНС ПРИДУМАЛ – НАМ ВОПЛОЩАТЬ
Ладно, но прямо из окна администрации видно распаханную тракторами землю за зданием. Снова «включаю» ревизора:
– Несолидно как-то для центра города, Алексей Владимирович!
Артюхин ускоряет шаг:
– Там будет парк. Пойдемте, покажу и расскажу.
Рассказ начинает издалека, с истории родного города, которая в его исполнении звучит захватывающе.
– Рошаль уникальный, – заявляет он. – Его проектировал инженер Броунс, который стал прототипом для героя «12 стульев» Ильфа и Петрова. Он тушью на листе начертил город. И еще придумал технологию производства бездымного пороха, который до сих пор считается лучшим в мире. Здесь его выпускали. Мы хотели бы сделать Рошаль таким, каким его видел этот удивительный человек.
Оказывается, история родного края – одно из увлечений главы.
– Наш город был первым в Российской империи полностью электрифицированным населенным пунктом, – продолжает Алексей. – Есть достижения и сейчас: мы – единственный город в России, где заменено все лифтовое хозяйство. Обновили все 10 лифтов!
СЕЛ, ЗАГАДАЛ, ДЕЛАЙ
Артюхин показывает нам местный Стоунхендж. На месте будущего парка пока только комплекс камней, которые сюда привезли при содействии краеведов.
– Вот это валун «Судьбина», – кивает Алексей на огромный монолит. – О том, что он исполняет желания, пока мало кто знает. А то его уже пытались выкрасть из леса. Кто-то, видимо, хотел дома три раза в день желания загадывать. Можете присесть.
– Не откажусь.
Мэр садится рядом. И сообщает, что желание уже загадывал.
– Сбылось?
– Потихоньку сбывается. Например, благоустройством грандиозной зоны отдыха в городе займется Джеймс Ларкин (известный специалист в экологическом строительстве. – Прим. ред.). Если все получится, то у нас будет больше пяти километров песчаных пляжей и несколько озер. У Ларкина много задумок, но ему не хватало на них земель.
– Неужели, помимо благоустройства, других проблем нет?
– Надо совмещать! Тепла не было – котельные сделали, подъезды изгадили – мы приводим их в порядок. Без этого никак. Но о красоте забывать нельзя! Наши предки в годы войны порох производили для фронта. А после работы русло реки ровняли, чтобы красиво было.
ПОЛЕЗНЫЙ В ХОЗЯЙСТВЕ ЧЕЛОВЕК
У самого все успевать не всегда получается.
– Я так себе отец, – вздыхает Артюхин. – Если гуляю с детьми, то они грустно смотрят на меня из песочницы, пока я общаюсь с жителями. Когда есть время, стараюсь отдыхать вне города. Хожу по грибы, могу посидеть с удочкой в тихом месте.
А еще Артюхин пять лет не ездит за границу. Был на Байкале и в Балтике, путешествует по городам Золотого кольца. Мечтает попасть на Алтай. Из каждой поездки везет колокольчики. В коллекции их больше ста.
– Колокол – мистическая вещь, – говорит Алексей. – Его звон не зря берет человека за душу. Иногда достаю какой-нибудь колокольчик, звоню, вспоминаю место, откуда привез.
В квартире, где живет большая семья Алексея Артюхина (а у главы пятеро детей. – Прим. ред.), колокольчикам достается место по остаточному принципу. Но, возможно, когда глава осуществит другую свою мечту – завести подсобное хозяйство, в доме найдется достойное место и для коллекции. А еще Артюхин хочет научиться варить сыр.
– Это дома я только мусор выношу, а вообще все умею: косить, навоз возить, дрова колоть, – делится Алексей. – В 16 лет думал, что никогда не буду заниматься ничем подобным. Но сейчас хочу и яблоню посадить, и похвастаться, что яблоки выросли вкусные. А в технологии производства сыра ничего не понимаю... Пока. Но обязательно разберусь. Для большого хозяйства я человек полезный!