От Чемберлена до криминала: как в областной газете развивался жанр карикатуры
Вспоминаем о рубриках и разделах, которые давно канули в Лету. Одна из таких жертв эпохи – карикатура. Долгие годы юмористические зарисовки были неотъемлемой частью областной ежедневки и идеально дополняли злободневные статьи и бытовые заметки. Разбираемся, что высмеивали в разные годы с помощью «острых» рисунков.
20-е годы. Ответ на политическую травлю
Историки считают, что расцвет отечественной карикатуры приходится на начало XIX века и связан он в значительной мере с графической кампанией против Наполеона. Областная газета французского императора не застала, так что юмористический рисунок «расцвел» на полосах главного регионального издания во второй половине 20-х годов. Карикатуре в то время отводили видное место на первой полосе и печатали практически в каждом номере. Тематика при этом ограничивалась высмеиванием политического курса Запада. Так, художники остро реагировали на идеи писателя Хьюстона Чемберлена, работу межправительственной организации «Лига Наций» и травлю СССР в зарубежных СМИ. Чтобы понять творческий замысел карикатуристов того времени, нужно быть в курсе важных политических событий.
40-е годы. Врагам назло
На рубеже 30–40-х годов карикатура практически исчезает со страниц областной газеты, уступая место агитационному плакату с призывами «встать единой стеной на защиту Родины от фашистских захватчиков». Но вскоре юмористический рисунок возвращается на полосы как главное оружие графической пропаганды. Первые военные карикатуры появляются в областной газете уже в ноябре 1941 года. Казалось бы, в ту пору было совсем не до смеха, но и в последующие четыре года параллельно с крахом Германии печатная сатира только укрепляет свои позиции.
50–60-е. Бытовуха
Тема быта, выраженная в карикатуре, начала просачиваться на полосы областной газеты еще в 43–45-х годах, а окончательно стала популярной среди художников в послевоенное время. Не забывали карикатуристы и про недавно начавшуюся холодную войну, колко реагируя на политические решения Запада.
70–80-е. Рубрики
В этот период у карикатуристов появляется новая мода – размышлять с помощью рисунков на вольные темы, часто даже абстрагируясь от злободневной сатиры. «Легкие» зарисовки начинают выходить регулярно под постоянной рубрикой «Улыбнитесь вместе с художником», которая за 10 лет дважды сменит название: сначала на «Веселый карандаш», а потом на «Тур карикатур». Распространен в эти годы и так называемый карикатурный обмен. Газета активно сотрудничает в этом вопросе с самым известным в то время юмористическим журналом «Крокодил». И если темы быта в рисунках еще проскакивают, то рядом с политическими заметками все реже появляются едкие картинки.
90–00-е. Расцвет и криминал
После перестройки на фоне ослабления цензуры рынок карикатур начинает переживать настоящий бум. Не остается в стороне и областная газета. На полосах стали активно высмеивать власть, а также главные пороки русского народа – лень и пьянство. К сожалению, расцвет длился недолго. Уже в начале 2000-х карикатура открывает для себя новое пространство – интернет и постепенно перемещается с печатных страниц на экраны мониторов. Дольше всего остроумные картинки, как ни странно, сопровождали рубрику «Криминал».