Как к Новому году готовится «Гжельский фарфоровый завод»
Фото: [Денис Трудников / Подмосковье Сегодня]
Художники не в силах сказать не только, сколько барашков и коз уже расписано, но даже, сколько разновидностей символа грядущего года сегодня вообще на производстве есть. Сказку здесь творят безостановочно.
Это так приятно и странно — налево козлы с балалайками, направо с книгами, впереди с козлятами, а позади - их с чем только нет. Наверное, в это время года каждый раз, когда на фабрике загружают печь, среди ваз, расписной посуды и другой красоты есть хотя бы один козлик. Или барашек — они сейчас тоже в почете. Экскурсанты сметают их в фирменном магазине подчистую. Еще бы, это вам не китайская подделка! Это та самая исконная гжель, с двуглавым орлом на торговом знаке, с фамилией художника. Такое и подарить не стыдно, и на стол праздничный поставить. Искусство!
У барашков и козликов на заводе своеобразная судьба. Если котиков и лошадок все любят безостановочно, то их, как правило, под Новый год, когда подходит китайский гороскоп. Это - самый пик. В обычное время их выпускают немного. Хотя на заводе есть вещи, которые давно считаются классикой производства. Например, квасник, на котором этих коз полным-полно.
- Хоть козлики у нас востребованы в основном раз в 12 лет, мы их все равно любим и делаем! - рассказывает старший художник Сергей Симонов. - Это же персонаж народных сказок! Но при этом модельный ряд все равно обновляем в соответствии с этим календарем - раз в 12 лет. Что-то снимаем с производства, что-то добавляем. Вот в этом году придумали козла-лежебоку. Важный такой, на диване, в очках, книгу читает. Но, на мой взгляд, оставлять в производстве нужно вообще все модели. Вот, например, козу Гены Денисова, нашего художника, мы уже лет 30 выпускаем. Старожил!
Крутобокая коза, без краски и обжига, на свой натуральный прототип похожа весьма условно. То ли барышня, а то ли зверь сказочный. Но художник довольно быстро расставляет все на свои места. Зверя могут расписывать часа три-четыре.
- Несмотря на то что вещь небольшая, она требует очень кропотливого труда. Нужно все прорисовать - и глазки, и ротик - так, чтобы оно соответствовало анатомии, чтобы не выглядело уродливо, - поясняет Симонов.
А что касается коз настоящих, то у многих работников они припеваючи живут в домашнем хозяйстве. График работы на фабрике довольно свободный. И художник, поставив на полку козочку расписную, может запросто временно отлучиться, чтобы дома подоить настоящую.
Цветная Гжель - новинка или история?
Мастерская, в которую нас приводит Симонов, стоит в стороне от общего производства. Две художницы, две Юли - Косихина и Поцелуева - здесь возрождают историю. По всем канонам производства они расписывают новогодние игрушки. Только почему-то цветными красками.
Когда-то гжель была именно цветной, убеждает нас старший художник. И в доказательство ведет в музей. Там история предприятия с начала XVIII века. И действительно — синего цвета на посуде и статуэтках немного. Не больше, чем любого другого. До войны у мастеров предприятия была огромная палитра. Потом многое пришло в упадок, и когда в 1946 году гжель должна была вновь «выйти в свет», руководители предприятия получили задание сверху. Придумать такую роспись, которая была бы максимально экономичной. Синяя краска стоила недорого. Вот так на послевоенных руинах и была построена легенда, синь России, современная гжель.
Но мысль о том, что когда-то красок было много, не давала Сергею Симонову покоя. Вместе с помощницами он вывел новую рецептуру.
- Мы здесь разработали составы красок, которые не выгорают при высоких температурах. При обжиге в печи, где 1350 градусов, она прекрасно сохраняется, оттенки яркие. Мы очень долго добивались красного цвета, трудно нам дался желтый. Но теперь у нас большая палитра, - говорит он.
Кое-какие предметы быта - вазы или фруктовницы - здесь тоже расписывают яркими красками. Но сейчас художники заняты в основном новогодними игрушками. Все - в единственном экземпляре, коллекционные. Здесь не то что не повторяют роспись - даже каждую форму отливают раз 15, и редко, когда больше.