Художник от березы

Павел Попов / Подмосковье Неделя

Фото: [Павел Попов / Подмосковье Неделя]

Тот, кто жалуется, как трудно собрать пазл из пяти тысяч кусков, никогда не пробовал сделать картину из бересты. В умелых руках обычная кора с успехом заменяет краску. Что для этого нужно сделать, и чем может обернуться такое увлечение, корреспондент «НП» узнал в мастерской «Берестяное лукошко» школы № 28 города Мытищи.

Миллиметровщики

То, с чем возятся девочки, на первый взгляд напоминает горстку мусора. Какие-то разноцветные кусочки, палочки. Но все это ни в коем случае нельзя перемешивать. То, что для нас труха – для них палитра.

– Никогда не угадаешь, сколько цветов даст береста. Каждый слой – особенный, – Юлия Котова, учитель этих девочек, на наших глазах разбирает кусочек коры. – Вот тут бежевый цвет, за ним розовый. Чем дольше кора лежала на земле, тем больше коричневых оттенков.

Каждый слой разрывают на мелкие кусочки. А дальше нарисованное на картоне изображение обклеивают корой как чешуйками. Никакой краски – все блики, тени, оттенки передаются только берестой. Когда нужен особенный эффект, например, блеск весеннего ручья, в ход идет шелуха от чеснока. Чем опытнее мастерица – тем мельче кусочки бересты.

Создавать такие картины технически несложно, сиди да клей. Но чтобы это была действительно картина, а не аппликация на тему живой природы, нужен тонкий вкус и знание материала. И невероятная усидчивость. А вот с этим у совсем маленьких детей бывают проблемы. Именно поэтому в кружок берут только со второго класса.

Женщина, которая найдет

Юлия Котова увлеклась берестой много лет назад в Якутии, куда приезжала вместе с родителями-лесоустроителями. Плела туески, пояса, даже охотничьи рога. Со временем это занятие бросила, увлеклась картинами. Позже закончились и поездки на север. Зато начались командировки по другим областям России – Ивановской, Тверской.

В это время ее подруга «заболела» стариной, задумала создать свой музей крестьянского быта, попросила Юлю привезти ей что-нибудь интересное, если попадется. Попалось. Сперва все эти ухваты да туески сердца не тронули. Ровно до того момента, пока Котова не взялась их мыть. Вот тогда и пропала. Все, что было собрано для подруги, осталось в ее доме. Коллекция быстро заполонила квартиру.

– Прошлой зимой поехала в Костромскую область, на самый ее север. И думала про себя: мне нужен хомут. В чистом поле около избушки, смотрю, стоит. А мы до этого места по снегу, на охотничьих лыжах добирались. Ну, я его на шею повесила, впряглась, как лошадь – и поехала… – со смехом рассказывает Юлия.

К крестьянскому быту добавился и городской, в собрании появились вещи советской эпохи.

В тот момент, когда стало непонятно, кто владеет квартирой – Юля или ее коллекция – в гости зашел друг сына. Он и подсказал идею поговорить с руководством 28 школы. Может, раз своего музея в учебном заведении нет, Юле разрешат его там обустроить? Так мастерица и коллекционер стала одновременно учителем труда.

Времена вперемешку

Музей «Берестяное лукошко» одновременно стал мастерской. Девочки, которые ходят к Юлии на дополнительные занятия, тут постоянно. Часто в окружении предметов крестьянского быта проходят обыкновенные уроки труда.

– У меня есть большой ткацкий станок. Теперь жду, когда одна бабушка, которая заправляет их в монастырях, приедет ко мне и все наладит. И мы с детьми будем ткать ковер, – рассказала мастерица. – Обычно дети делают полотняное переплетение полосками бумаги. А мы можем сделать, например, маленькие коврики из ниток. Изучаем ткачество – вот, есть на чем ткать. Тема прядения – дети сели за прялку, кудельку подергали, получается ниточка.

Поделиться