Акулова гора в Пушкино
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Акулова гора в начале двадцатого века считалась одним из самых живописных дачных мест Пушкино. Не случайно именно на Акуловой горе любил снимать летний дом поэт Владимир Владимирович Маяковский. Отсюда когда-то открывался завораживающий вид на заливные луга и долину реки Учи. Местность вокруг Акуловой горы изменилась до неузнаваемости после сооружения Учинского водохранилища. Изменения ландшафта продолжились и в последующие годы: часть холма срыли, а дача Маяковского на годы была предана забвению после пожара 1997 года. Однако в последнее время стараниями неравнодушных людей Акуловой горе постепенно возвращается ее былая слава.
Акулова гора может ввести в замешательство своим необычным названием. Естественно, она никак не связана с морскими хищниками и, по большому счету, не является горой. Горой в широком смысле слова могли раньше называть любое возвышенное место, включая высокий берег реки или простой холм. В схожем значении употребляются топонимы Соколиная гора в Москве или Николина гора в Одинцовском районе. Акуловой же «гора» стала по имени деревни, располагавшейся в низине у холма. Эта деревня получила свое имя, скорее всего, по фамилии прежних владельцев Акуловых. В свою очередь, фамилия образовалась от распространенного в народе женского имени Акулина или Акилина. Так называли девочек в честь христианской мученицы, жившей в третьем веке на Ближнем Востоке. В переводе с латинского языка Акилина переводится как «Орлиная». По другой версии топоним происходит от славянского прозвища Окул. Эта кличка, согласно толковому словарю В.И. Даля, обозначала «плута, обманщика» или «объедалу за чужой счет». Если эта версия верна, то прозвище было довольно распространенным в старину, потому что кроме здешнего Акулово, в Московской области насчитывается еще двенадцать населенных пунктов с таким же названием.
Акулова гора находится в западной части города Пушкино на расстоянии примерно двух километров от железнодорожной станции, и примерно в трехстах метрах от берега Учинского водохранилища. По пути от вокзала к Акуловой горе можно увидеть сразу несколько любопытных памятников. Первый из них вам встретится в сквере Маяковского, где в 2012 году был установлен бюст поэту. В советские годы на этом месте стояла гипсовая статуя Маяковского, но в девяностые она была полностью разрушена вандалами. В 2012 году по инициативе православного священника Андрея Дударева в сквере, где когда-то стоял гипсовый памятник, был установлен новый бронзовый портрет. Совсем недалеко от бюста Маяковского в соседнем сквере в 2013 году также по инициативе отца Андрея был открыт еще один памятник, на этот раз Льву Николаевичу Толстому. Граф Толстой сидит в кресле, укрыв ноги пледом, и напоминает в таком виде древнегреческого философа. Интересно, что в отличие от Маяковского, какой-то явной связи автора «Войны и мира» с городом Пушкино не прослеживается. Более того, когда-то недалеко от сквера, где теперь установлен памятник Толстому, жил другой писатель – Михаил Пришвин. Расположение этого памятника именно в этом месте, связано, вероятно, лишь с тем, что улице в свое время было присвоено имя Льва Толстого.
В конце улицы Льва Толстого нужно свернуть налево, где в начале Акуловского шоссе находится мемориал, посвященный героям Великой Отечественной войны. Обратите внимание на конструкцию, напоминающую железобетонный колпак. Это так называемый ЖБОТ – долговременная огневая точка, использовавшаяся в 1941 году для обороны города от захватчиков. Для того чтобы попасть в район Акуловой горы, нужно объехать большой котлован бывшего карьера, представляющий собой довольно странное зрелище. По мнению многих горожан, эту «зияющую язву» давно пора засыпать, тем более что на дне котлована стало постепенно образовываться настоящее болото, а кое-где его склоны уже стали обживать бомжи.
В своем знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» поэт пишет: «Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы – деревней был, кривился крыш корою». Именно на даче крестьянина Румянцева Маяковский позвал солнце к себе на чай и проболтал со светилом до наступления темноты. Заканчивается стих общим выводом, к которому пришли в разговоре поэт и небесный диск: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!»
Многое изменилось в облике Пушкино со времени написания этих строк. В 1930-х годах здесь велось строительство части канала, ставшего в 1947 году каналом имени Москвы. Река Уча в этом месте наполнилась водами Волги, так появилось огромное Учинское водохранилище. Под водой оказался целый ряд старинных деревень, в том числе и сама деревня Акулово, находившаяся у «низа горы», а также древний тракт, остатки которого скрылись на дне рукотворного водоема. Интересно, что многие дворы ликвидированных деревень были не просто затоплены, а предварительно эвакуированы в другое место прямо с домами. В 1935 году состоялось перемещение до пятисот дворов и общественных зданий из зоны затопления. Дома крестьян размещали в окрестных деревнях, а само Акулово было разделено на две части. Первую часть вывезли в Новую деревню, а вторую – в нынешний микрорайон города Пушкино Клязьму, о чем до сих пор напоминает Акуловская улица, где в ряд были поставлены вывезенные дома. Современный поселок с названием Акулово на самом деле не имеет отношения к деревне, он был построен уже в советские годы на другом месте для обслуживания одноименного гидроузла.
Во время эвакуации перевез с Акуловой горы свои два дома и крестьянин Румянцев. Таким образом, дом, где провел лето 1920 года Маяковский и где он написал процитированное выше стихотворение, оказался в Новой деревне. В пятидесятые годы дом был перестроен, но к нему сохранялся доступ. В начале двухтысячных годов бывший дом Румянцева был еще раз переделан, полностью поменяв свой облик. Новые владельцы огородили его высоким забором, поэтому сейчас доступа к постройке нет. Поэт провел в Пушкине и на Акуловой горе еще четыре лета в 1921, 1922, 1927 и 1928 годах.
Сегодня Акулова гора, значительная часть которой была срыта, напоминает скорее склон у котлована. Места, связанные с Маяковским отмечает белая скульптура поэта, видимая издалека. Говорят, что в свое время этот вариант памятника имел все шансы воплотиться в бронзе и стоять на Триумфальной площади в Москве вместо знаменитой работы академика Кибальникова. Как уже было сказано, дом Румянцева был перевезен с Акуловой горы на другое место, поэтому находящийся на Акуловой горе музей расположился в помещении другой дачи, которую также снимал Маяковский. В 1978 году этот дом был признан объектом исторического наследия, но, к сожалению, он дважды горел в девяностых годах. Сегодняшняя постройка создана фактически заново на старом фундаменте в 2013 году стараниями все того же священника Андрея Дударева.
Учинское водохранилище, изменившее весь ландшафт этой части Пушкино и поглотившее деревню Акулово, скрывает в себе много других тайн. Курово, Акулово и другие села, затопленные водой или оказавшиеся на прибрежных территориях, сегодня практически недоступны. Находчивые исследователи, которые все же осмеливались проходить на заповедную территорию водохранилища, свидетельствуют, что здесь можно легко повстречать патрульных, которые не позволят вам продолжить поиски. Пушкинские краеведы рассказывают, что по дну водоема и частично по территории его охранной зоны когда-то проходил древний тракт от Ярославского шоссе до деревни Тишково. Остатки этой дороги до сих пор сохраняются в виде булыжников и камней. Они и в наше время заметны в те дни, когда вода в водохранилище опускается. На расстоянии примерно десяти километров от Пушкино на этой затопленной дороге располагалось село Курово. В Курове находилась церковь Знамения, взорванная в 1930-е годы. На месте, где когда-то стояла церковь, до сих пор можно найти камни, кирпичи, части церковной ограды, старинные надгробия с церковно-славянской вязью букв и железные конструкции, возможно, принадлежавшие куполу. Среди местных бытует молва, что главный купол Знаменской церкви в тридцатые годы был выброшен прямо в водохранилище. Здешние рыбаки будто бы не раз видели в ясную погоду, как солнце отражалось на куполе, выходящем из воды.