Американская история Люберецкого завода
Территория бывшего завода сельскохозяйственных машин имени Ухтомского в Люберцах открыта, а в его корпусах и цехах разместились многочисленные фирмы. История исчезнувшего предприятия начинается в 1909 году, когда американская компания «Интернэшнл Харвестер» выкупила подмосковную фабрику вблизи Казанской железной дороги. Эта компания принадлежала семье знаменитых предпринимателей Маккормиков из Чикаго. После революции американцы еще шесть лет работали в Люберцах, пользуясь покровительством Ленина. Старый особняк, где у директора завода гостил Ленин, и сейчас стоит за забором возле бывшей проходной.
«Король жаток» Сайрус Маккормик
В 1834 году американский изобретатель Сайрус Маккормик запатентовал механическую жатку-молотилку, которая прославила его и сделала богатым. Отец Сайруса Роберт Маккормик был богатым фермером из штата Виргиния. Еще в 1816 году он пытался собрать урожай хлеба при помощи самодельной машины. Первая попытка оказалась неудачной, и фермер-изобретатель надолго забросил затею. В 1831 году Роберт Маккормик снова попробовал машину в уборке, но и на этот раз без успеха. Незадолго до смерти он передал чертежи сыну Сайрусу, который завершил дело отца и создал работающую механическую жатку.
Вместе с братьями Сайрус Маккормик переехал в Чикаго и основал фирму по производству и продаже своего изобретения. Машины для уборки хлеба стали популярными среди фермеров. Дело Маккормиков быстро развивалось, но в 1871 году едва не исчезло из-за Великого чикагского пожара. Огонь уничтожил треть города, включая многие промышленные предприятия. Как писали в прессе тех лет, пожар начался из-за коровы, опрокинувшей копытом керосиновую лампу в одном из сараев. Супруга уговорила Сайруса Маккормика не увольнять рабочих сгоревшей фабрики, а построить заново еще большие цеха.
Лобогрейки в Люберцах
В конце XIXвека компания семьи Маккормиков росла и поглощала конкурентов. В 1902 году она стала называться «Интернэшнл Харвестер». В начале XXвека Маккормики заинтересовались размещением своего филиала в Российской Империи, которая лидировала в мире по производству хлеба.
Представитель компании по фамилии Кеннеди поехал в Россию, чтобы выбрать подходящее место для будущего завода. Об этой поездке писал журнал «Русский Техник». Первым делом Кеннеди отправился в Санкт-Петербург и встретился с высокими чиновниками. Они посоветовали Кеннеди выбрать для фабрики жатных машин Урал, однако американцу не понравились уральские предприятия. Устаревшим ему показалось оборудование фабрик в Санкт-Петербурге, Ростове, а также Екатеринославе и Александровске – нынешних Днепропетровске и Запорожье. Посланник высоко оценил предприятия в Пензе и два подмосковных завода: «Зингер» в Подольске и выставленный на продажу «Нью-Йорк» в Люберцах.
По итогам путешествия Кеннеди «Интернэшнл Харвестер».выкупила в 1909 году Люберецкую фабрику под Москвой. В 1910 году цеха и территория завода были перестроены под нужды нового производства. Здания копировали облик канадского филиала той же компании в городе Гамильтоне.
Главным продуктом, который выпускал Люберецкий завод до Первой мировой войны, была лобогрейка. Она работала по тому же принципу, что и первая жатка Маккормика. Хотя лобогрейка считалась простой и старомодной жатной машиной, по сравнению с жатками-самосбросками и сноповязалками, она долго оставалась популярной в России. Преимуществом лобогрейки была техническая простота и отсутствие грабельного аппарата, который часто ломался. Вместо него хлеб вручную сбрасывал рабочий. Это был тяжелый труд, откуда и пошло название машины.
Покровительство Ленина
После революции 1917 года американский завод не был национализирован и продолжал работать в прежнем статусе вплоть до 1923 года. Одной из причин особого положения американцев в Люберцах считали личное покровительство Ленина, который дружил с директором фабрики Николаем Крумингом.
Николай Августович Круминг приехал в Люберцы в 1911 году сначала как простой представитель компании «Интернэшнл Харвестер». Он был немцем по национальности, но родился в Латвии. Круминг стал заведующим оборудованием, а в 1914 году возглавил предприятие. Увлечением Круминга была охота на лис в окрестностях Люберец. В 1920-е годы он несколько раз приглашал Ленина в свой деревянный особняк при заводе, чтобы отдохнуть и вместе поохотиться. С ухудшением здоровья советского вождя положение Круминга и завода стало шатким. В 1923 году американские специалисты и сам управляющий покинули Советский Союз. Николай Августович Круминг уехал в Германию. Он возглавил там филиал «Интернэшнл Харвестер» в городе Нойсе.
В 1924 году предприятие было национализировано и переименовано в «Завод сельскохозяйственных машин имени Ухтомского». Завод просуществовал до 2007 года. Нет уже и американской компании «Интернэшнл Харвестер». В 1979 году массовая забастовка рабочих в Чикаго привела компанию к разорению. Под другим названием осколок машиностроительного гиганта до сих пор выпускает в США грузовики и распространенные в Северной Америке школьные автобусы.
Старый особняк и машинист Ухтомский
У въезда на территорию бывшего завода сохранился бревенчатый особняк Круминга 1902 года. Здание было построено еще до приезда Круминга в Россию, а в 1911 году управляющий переделал его на свой вкус. Он возвел двухэтажную пристройку для лестницы у главного фасада здания и придумал сложную систему отопления. В подвале дома стояла печь, от которой по всему зданию через специальные воздуховоды тепло подавалось во все помещения. Потянув за веревочку, можно было во всем доме открыть специальные отверстия, чтобы теплый воздух наполнил комнаты.
В 1979 году старый дом отремонтировали и создали в нем филиал Люберецкого краеведческого музея. После ликвидации завода в 2007 году исчез и филиал музея в особняке Круминга. Дом отключили от инженерных систем, и бесхозное здание постепенно разрушалось. К счастью, в 2014 году по губернаторской программе «Усадьбы Подмосковья» дом сдали в аренду по льготной цене. Новые арендаторы провели реставрацию памятника.
Возле дома Круминга установлен бюст машинисту Алексею Владимировичу Ухтомскому. Имя этого человека носил завод в Люберцах с 1924 по 2007 год. Машинист Ухтомский был эсером и возглавлял боевую дружину Казанской железной дороги во время восстания в 1905 году. Двести боевиков Ухтомского участвовали в штурме Николаевского вокзала в Москве и боях на Пресне. На линии Москва-Голутвин дружина Ухтомского оборудовала специальный поезд, на котором восставшие разоружали полицию, резали провода правительственного телеграфа, задерживали эшелоны с солдатами, возвращавшимися из Японии и Маньчжурии. 15 декабря 1905 года все станции Казанского направления вблизи Москвы были захвачены Ухтомским. К несчастью для эсера-машиниста, восстание было быстро подавлено, а сам он захвачен и расстрелян на станции Люберцы.