Деревня Липино
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]
Небольшая деревня Липино стоит на берегу Сестры на самом краю Подмосковья. Если перейти реку по шаткому подвесному мостику, то вы окажетесь уже в Тверской области. Места эти очень живописные и малопосещаемые - единственная дорога упирается в паромную переправу через канал имени Москвы, и большинство автолюбителей предпочитают искать другие пути. Деревня наполовину заброшена, и мы немного полазали по старым руинам.
Липино упоминается еще в XVIII веке. В то время деревня называется Липня и входит в состав Дмитровского уезда, находится во владении Коллегии экономии, а ранее Донского монастыря. Вероятно, основана она была еще раньше, так как уже в те годы в ней насчитывалось несколько дворов. К концу XIX столетия в деревне Липина (название того времени) постоянно проживало около двухсот человек, а к 1911 году население еще немного выросло. После революции довольно быстро наступили тяжелые времена, началась коллективизация, приведшая в итоге к голоду и массовому вымиранию сел и деревень. В Липино некоторые дома тоже опустели, но особенно тяжело на деревне отразились события трагичного 1941 года.
В конце ноября 1941 года немецкие войска заняли северные подступы к Москве. Уже был захвачен Калинин (Тверь), Клин, на очереди было Рогачево, после которого вражеские войска устремятся к Дмитрову. В тот момент возникла реальная угроза захвата Москвы с севера и Сталин подумывал об эвакуации в Куйбышев. Чтобы задержать стремительное наступление противника, Советское командование приняло решение сбросить воду из Иваньковского и Яхромского водохранилищ, затопить долины рек Сестры и Яхромы, и тем самым создать водную преграду, которая задержит немецкое наступление. В результате этой операции вода в Сестре поднялась на шесть метров, а в Яхроме на три, ширина разлива рек местами доходила до двух километров, а в длину составила более шестидесяти, что значительно превысило показатели самого сильного весеннего половодья. Цель была достигнута - противник замешкался, а линия фронта фактически сузилась до двух точек: Перемиловских высот и деревни Крюково.
Сталин не разрешил сообщать жителям многочисленных деревень, находящихся в долинах рек Сестры и Яхромы, о грядущем затоплении, так что внезапный сильнейший паводок в сорокаградусный мороз, накрывший десятки населенных пунктов, оказался для людей крайней неожиданностью. Говорят, «вождь» боялся, что если начать эвакуировать население, то информация просочится к немцам. Эта версия не кажется правдоподобной, потому что решение о затоплении было принято незадолго до его осуществления, и немцы не смогли бы помешать сбросу воды. Скорее всего он вообще не задумывался о каких-то там деревнях и местных жителях, как не церемонился в подобных вопросах и в мирное время - что уж тогда говорить про военное.
Официальной информации о жертвах того потопа нет до сих пор. Операция изначально держалась в строгом секрете, во время войны всем было не до того, в послевоенные годы реальную историю от людей скрывали, а когда со временем правду все-таки узнали, мнения, как это часто бывает, разделились. Одни исследователи говорили, что погибло более тысячи человек, а другие утверждали, что люди успели оставить свои дома и спастись. Так или иначе, но эти утраты терялись на фоне общего ужаса войны, и большинство о них попросту забыло.
Деревни, которым повезло стоять на высоком берегу, почти не пострадали, но все остальные были сильно затоплены и частично уничтожены. Многие местные жители так и не вернулись в свои дома, перебравшись жить в другие места.
Деревня Липино расположена близко к каналу имени Москвы, под которым по трубе проходит река Сестра. Через донный сброс этой трубы и происходило основное затопление долины реки, которая разлилась в этих местах особенно широко. Многие постройки деревни, расположенные на постепенно понижающемся берегу, были смыты или затоплены.
Однако, согласно рассказам старожилов, многие местные жители покинули свои дома еще в 1937 году, когда в результате строительства Иваньковской ГЭС и канала «Москва-Волга» было образовано Иваньковское водохранилище. В результате под водой оказались свыше ста селений и 32,7 тысячи гектаров земли. В то время многие жители тех мест получили повестки о выселении в десятидневный срок. Деревня Липино не стала исключением, хотя впоследствии так и не была затоплена водами Московского моря.
По прошествии почти восьмидесяти лет ничто в Липино не напоминает о всех тех страшных событиях.
Все так же бежит живописная река Сестра, простираются зеленые поля на левом берегу, на правом возвышается лес, цветут сливы в палисадниках и лишь бревенчатые покосившиеся домики, заросшие кустарником внутри и снаружи, молчаливо смотрят на окружающую красоту - они безмолвные свидетели тех лет.
Помимо старинных деревянных домов есть в Липино и несколько каменных, более поздних построек. Это заброшенная областная психиатрическая больница №14, сейчас представляющая собой руины. Говорят, что лет десять назад она еще функционировала.
Координаты деревни Липино: 56°38'44"N 37°8'8"E