Девичье поле в Коломне
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
На южной окраине города Коломны находится старинное урочище Девичье поле. Оно лежит вдоль высокого берега Оки между бывшим селом Протопопово и Большим Колычево. На Девичьем поле в 1380 году великий князь Дмитрий Донской устраивал смотр объединенных русских войск перед походом на Куликово поле. Позже на живописных берегах Оки смотры перед походами устраивали его потомки: великие князья Василий I, Василий II, Иван III, Василий III и царь Иван Грозный.
Название «Девичье поле» объясняют по-разному. В Москве между Новодевичьим монастырем и Садовым кольцом есть урочище с таким же именем. В XIXвеке оно было местом праздничных гуляний. Московское Девичье поле получило название либо от стоящего недалеко Новодевичьего монастыря, либо от жестокого обычая монголо-татарских завоевателей. На этом поле собирали русских девушек-пленниц перед отправкой в Орду вместе с данью. Название урочища в Коломне, вероятно, тоже объясняется этим обычаем.
С высокого склона Девичьего поля открываются живописные виды на окрестности и противоположный берег Оки. С холма, где к набережной выходит одноименная урочищу улица Девичье поле, видны купола Богоявленского Старо-Голутвина монастыря. Обитель основал преподобный Сергий Радонежский у места впадения реки Москвы в Оку. Набережная носит имя Дмитрия Донского и постепенно переходит в улицу Малое Колычево. У границы города на Девичьем поле стоит высокий крест и камень. На мемориале есть надпись: «Здесь на Девичьем поле будет сооружен памятник в честь сбора русских ратей перед Куликовской битвой в 1380 году». С возвышенного места, где установлены памятные знаки, открывается вид на церковь воина-мученика Феодора Стратилата соседнего села Большое Колычево.
Московский князь Дмитрий Донской выбрал Коломну местом сбора объединенного русского войска перед сражением с Мамаем. Пятнадцатого августа 1380 года три части войска разными путями двинулись к Коломне. Первая колонна во главе с князем Федором Романовичем Белозерским шла по Болвановке на Серпухов, а потом повернула на Каширку. Во главе второй колонны шел великий князь Дмитрий Иванович Донской. Она двигалась через Котлы к старой Каширке, а потом повернула проселком на дорогу Шубинку. Третья колонна князя Андрея Владимировича Храброго шла по коломенской дороге, минуя брашевский перевоз через реку Москву.
На другой день после прибытия в Коломну трех частей войска Дмитрий Иванович сделал смотр ратников на обширном лугу Оки. Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского» писал: «Великий князь хотел смотреть все войско; никогда еще Россия не имела подобного даже в самые счастливые времена ее независимости и целости: более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших стало в ряды, и Дмитрий, выехав на обширное поле Девичье, с душевной радостью видел ополчение столь многочисленное…». Летописи по-разному оценивают число бойцов. В Ростовской и Никоновой летописях говорилось о двухстах и даже четырехстах тысячах русских воинов, собравшихся на Девичьем поле. В любом случае это было величественное зрелище: «яко очима созрети всего воинства не мощно бяше».
Хотя Девичье поле памятно, прежде всего, сбором войск Дмитрия Ивановича Донского перед Куликовской битвой, в течение следующих двух веков это же место вновь и вновь принимало великокняжеских и царских воинов. Сын Дмитрия Донского великий князь Василий I в 1395 году собрал на Девичьем поле войско, готовясь выступить против Тамерлана. Карамзин писал: «войско шло тем же путем, которым вел его Донской против Мамая. Великий князь стал Коломною на берегу Оки, ежедневно готовый встретить неприятеля». Отсюда Василий Дмитриевич писал к митрополиту Киприану, прося прислать Владимирскую икону Божией Матери. К счастью, сражения с ордами Тимура не произошло. Простояв две недели в русских южных пределах, Тамерлан неожиданно вернулся обратно в свои владения.
Сын Василия Дмитриевича Василий IIсобрал верные себе войска на Девичьем поле во время междоусобной борьбы за великокняжеский престол со своим дядей Юрием Дмитриевичем Звенигородским. Князь Юрий сумел сместить племянника с московского престола и сослать в Коломну, однако к Василию IIстеклись верные ему бояре и ратники, не согласившиеся подчиниться Юрию.
В 1480 году сын Василия IIвеликий князь Иоанн IIIсобрал войска на Девичьем поле, готовясь к сражению с ханом Большой Орды Ахматом. Русские войска двинулись навстречу ордынцам в Калужские земли. Там произошло знаменитое «Стояние на реке Угре». Орда Ахмата не решилась пересечь реку и вступить с русскими войсками в бой. Этот эпизод в истории стал концом монголо-татарского ига.
В 1521 году уже крымский хан Магмет-Гирей вторгся на Русь и разорил южные города. Василию IIIудалось спасти от бедствия Москву, хотя враг стоял в нескольких верстах от столицы. В 1522 году до великого князя дошли слухи о готовящемся новом вторжении крымцев. Василий Иванович собрал войска у Коломны на Девичьем поле. Карамзин писал: «Весной 1522 года полки наши заняли берега Оки, куда прибыл и сам великий князь. Никогда Россия не имела лучшей конницы и столь многочисленной пехоты. Главный стан близ Коломны уподоблялся обширной крепости под защитой огнестрельного снаряда, которого мы прежде не употребляли в поле». И вновь, к счастью, враги уклонились от сражения.
Наконец, в 1552 году царь Иван Васильевич Грозный собрал на Девичьем поле войска перед Казанским походом. В двадцатых числах июня, находясь в Коломне, царь узнал, что крымская орда подступила к Туле. Части русских войск выдвинулись на помощь осажденному городу. В «Истории Государства Российского» был описан этот сбор: «Иван Васильевич выехал на коне в поле, где войско в необозримых рядах блистало, гремело оружием – двинулось вперед с радостным кликом и шло на битву, как на потеху. Летописцы не сказывают числа, говоря только, что вся Россия казалась там ополченною». Третьего июля войска двинулись уже к Казани, а Иван Грозный молился в Успенском соборе Коломны у иконы, которая сопровождала Дмитрия Донского во время Куликовской битвы.
Сборы войск на Девичьем поле происходили перед главными военными угрозами русской истории XIV-XVIвеков. В XIX веке вблизи урочища добывали камень для грандиозного памятника избавления от нашествия французов 1812 года – Храма Христа Спасителя. «Протопоповский мрамор» использовали для обкладки наружных стен нового собора. Согласно задумке, на обетный храм в Москве шел только российский материал.