Дом Бориса Пильняка в Ногинске
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
В центре Ногинска на улице Рогожской стоит старый деревянный дом, где несколько лет жил с родителями и сестрой известный советский писатель Борис Андреевич Пильняк. Судьба его сложилась трагически: в 1938 году писатель был расстрелян по обвинению в шпионаже, и несколько десятилетий его произведения не печатались. Пять лет, проведенные Пильняком в Богородске, как видно из писем писателя, оставили значимый след в его жизни.
Судьба Бориса Андреевича Пильняка тесно связана с четырьмя подмосковными городами: Можайском, Коломной, современным Воскресенском и Ногинском. Писатель родился в 1894 году в Можайске. Его отец Андрей Иванович Вогау был выходцем из колонии поволжских немцев, окончил ветеринарный институт Дерптского университета и всю жизнь работал ветеринаром в небольших уездных городах. Мать Ольга Ивановна Савинова была из русской купеческой семьи, происходившей из Саратова. Фамилию при рождении Вогау Борис Андреевич сменил на псевдоним, который образовал от слова «пильняк» – так называли жителей лесозаготовок в Харьковской губернии, на одной из которых он гостил у дяди.
Особое место в жизни Пильняка занимала Коломна, в которой он жил с 1913 по 1924 годы. Здесь он познакомился со своей первой женой М.А. Соколовой, и здесь родились его старшие дети. Венчание состоялось в Никольской церкви погоста Старки недалеко от села Черкизово Коломенского уезда. Этот храм не был разрушен и не закрывался. В Коломне Пильняк встретил революцию 1917 года и первые годы советской власти. Сохранилось два дома Пильняка: на Полянской улице, где он жил с родителями и сестрой, и на Арбатской улице возле церкви Николая Чудотворца на Посаде, куда он переехал после женитьбы. Письма Борис Пильняк часто подписывал так: «Никола-на-Посадьях» из-за близости дома к церкви. Этот коломенский храм также сохранился, а в 1990-е годы его передали старообрядческой общине.
Еще один подмосковный уголок, связанный с жизнью Б. А. Пильняка – это село Кривякино Коломенского уезда, ставшее в XXвеке центральной частью города Воскресенска. В книге «Адрес мой: ст. Воскресенск… Борис Пильняк в Кривякине» В.И. Лысенков связывал с этим местом «рождение» Пильняка как писателя. В автобиографии Пильняк считал началом своей литературной деятельности 1915 год, а первыми серьезными сочинениями называл следующие: «Целая жизнь», «Одно», «Земское дело», «Смерти». Эти рассказы были напечатаны в серьезных литературных журналах. «Целая жизнь» и «Смерти» появились в Кривякино, где также было написано более десятка других сочинений.
Период жизни, проведенный Пильняком в Богородске (Ногинске), предшествовал переезду семьи в Коломну. На мемориальной доске, установленной на доме в Ногинске в 1970-х годах, написано: «В этом доме с 1904 г. по 1912 г. жил и работал Борис Андреевич Пильняк – первый председатель союза писателей РСФСР». В письмах мы находим свидетельства, что Богородск имел в жизни Пильняка, по крайней мере, не меньшее значение, чем Коломна или Кривякино. В статье М.С. Дроздова и Е.Н. Маслова о богородском краеведе Иване Алексееве приводится цитата из письма Бориса Пильняка, где он упоминал свои ранние и малоизвестные сочинения, написанные в Богородске еще до 1915 года. Вот что писал Пильняк Ивану Алексееву в 1923 году: «В моей памяти годы, проведенные в Богородске, лучшие годы в моей жизни, ибо там – не только легко и радостно мне жилось, но и там возникло мое писательское дарование, там я написал мои вещи, «Жуковка» и «Шибаевский парк», и «Затишье».
Три приведенных ранних рассказа Б.А. Пильняка связаны с названиями мест Богородской округи. Жуковка – это бывшее сельцо Московского уезда Воря и Корзенев стана, находившееся недалеко от Богородска. Шибаевский парк назван, видимо, по имени купца Сидора Мартыновича Шибаева – старообрядца белокриницкого согласия, служившего у Морозовых, а в середине XIXвека основавшего текстильную фабрику вблизи Богородска. В 1878 году Шибаев занялся химической промышленностью и нефтепереработкой, основал завод по производству серной кислоты в Закавказье. Затишье – это название урочища в десяти километрах от Богородска, где незадолго до революции 1917 года были построены снаряжательный и металлургический заводы, давшие начало подмосковной Электростали. К слову, название Затишье сохранялось у рабочего поселка до 1928 года, а с 1938 года Электросталь получила статус города.
Б.А. Пильняк неоднократно вспоминал Богородск в своих письмах. В 1912 году он писал: «Как-никак, пять лет прожил я в Богородске. В Богородске из ребенка превратился в юношу, в взрослого человека. И то, как творилось это в душе моей, знают поля и леса, река, парк, аллеи забытые, сады темные… Они знают об этом потому, что думать, горем и радостями делиться я ходил к ним, к полю и бору». Цитировавшийся отрывок из письма к богородскому краеведу И.Алексееву продолжался отзывом писателя на идею создать комнату в местном музее, посвященную его творчеству. Посетовав, что не может прислать для музея рукописей и рисунков, он все же обещал выслать Алексееву фотографию и имевшиеся у него книги.
В другом письме Б.А. Пильняк так говорил о городе, где провел пять лет своей юности: «Да! Да! Так хорошо вспоминать об этом маленьком, похожем на сувенир любимой девушки, на уже полузабытый нарцисс с запахом выцветшей чайной розы, – так хорошо вспоминать о Богородске».