Дом Пришвина на пути к скитам
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy84LzQ1LzA1LzE1MDQwODc4NDUyMDg5NDgyMzMxMC5qcGc.webp)
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
На Вифанской улице в Сергиевом Посаде примерно в 800 метрах от Скитских прудов стоит небольшой бревенчатый дом на высоком каменном подклете, в котором, как указано на мемориальной табличке, с 1926 по 1937 годы жил и работал писатель Михаил Михайлович Пришвин. На этой дороге к двум монастырским скитам будто пересеклись пути Пришвина и религиозного писателя Василия Васильевича Розанова, погребенного в Черниговской обители.
География мест, где жил Пришвин впечатляет: Елец, Тюмень, Рига, Лейпциг, Петербург, Москва, Луга, Переславль-Залесский. Тем не менее, две точки на карте Московской области занимали особое место в судьбе писателя: деревня Дунино под Звенигородом и Сергиев Посад. Для многих «дом Пришвина» – это, прежде всего, его дача в Дунино, где сегодня находится замечательный музей, посвященный жизни и творчеству писателя. Однако дачу под Звенигородом Пришвин купил в конце жизни и проводил в ней только летний сезон. Тем не менее, этот дом, как можно понять из дневниковых записей, действительно, стал ему родным. Хотя второй дом Пришвина не столь известен, в Загорске Пришвин прожил одиннадцать лет.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy84LzYyLzBmLzU5MTU1NzkxNTA0MDg3ODE4LmpwZw.webp)
Расположение загорского дома Пришвина очень символично, он находится на Вифанской улице, которая ведет к Скитским прудам и далее к двум лаврским скитам: Черниговско-Гефсиманскому и Спасо-Вифанскому. Со скитами Пришвина связывала не только географическая близость, но и могила его давнего знакомого Василия Васильевича Розанова. Писатель и философ был погребен на погосте Черниговского отделения Гефсиманского скита в 1919 году. Могила с надгробием Розанова сохранилась, ее можно увидеть на территории скита рядом с погребением философа Константина Леонтьева. Пришвин неоднократно бывал на этом кладбище. Интересно, что после смерти Василия Васильевича он познакомился в Загорске с его дочерью и даже купил у нее письменный стол отца, за которым потом сам работал.
«В судьбе моей как человека и как литератора большую роль сыграл учитель елецкой гимназии и гениальный писатель В.В. Розанов. Нынче он скончался в Троице-Сергиевой лавре» – писал Пришвин в 1919 году. Первое их знакомство было связано с неудавшимся побегом елецкого гимназиста Михаила на лодке в «Азию». За тридцать верст от школы, Пришвин с двумя товарищами, был пойман становым и возвращен обратно. Беглеца подняли на смех: «поехал в Азию, приехал в гимназию». Только учитель географии Розанов вступился за Михаила, сказав, что его побег – это не простая глупость, а признак высшей жизни в душе мальчика. Пришвин писал: «Я сохранил навсегда благодарность Розанову за его смелую по тому времени и необыкновенную защиту».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy84Lzc2LzNhLzUwMTI3NzgxNTA0MDg3ODIzLmpwZw.webp)
Тот же самый Розанов, некогда защищавший ученика Пришвина, стал позднее инициатором его исключения из гимназии с «волчьим билетом», то есть без права поступить в другие подобные учебные заведения. Формальной причиной для этого стала дерзость, которую мальчик позволил себе в отношении учителя географии. Будущий религиозный философ и мистик будто бы предрек юноше, что ничего дельного из него не выйдет, однако пророчество не сбылось. Спустя годы они встретились на религиозно-философских семинарах в Санкт-Петербурге. Розанов удивился, узнав в молодом писателе своего ученика, и на этот раз оставил ему новое напутствие: «быть поближе к лесам, подальше от редакций». Дом в Загорске в этом смысле вполне удовлетворял этому пожеланию, потому что находился близко к Черниговскому лесу.
Долгие годы Розанов и Пришвин находились в тесном кругу литераторов, у них было немало общих знакомых, однако, Василий Васильевич, видимо, не желал поддерживать с бывшим учеником каких-либо отношений. Двойственная роль Розанова в гимназической судьбе Пришвина сказалась на неоднозначном отношении к нему и в дальнейшем. Пришвин считал Розанова своим «литературным опекуном», часто сравнивал себя с ним и, одновременно, мог карикатурно и насмешливо изобразить бывшего учителя в автобиографическом романе «Кащеева цепь».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy84LzUwL2YzLzM2MjA2NjE1MDQwODc4MjguanBn.webp)
Помимо значимой могилы, Черниговский скит мог быть близок Пришвину нестандартной религиозной фигурой его основателя блаженного Филиппушки. Блаженные, хлысты, молокане представлялись Пришвину носителями народной религиозности, которая привлекала его особенно сильно в юности. «Я сам по природе своей близок к сектантству, но избежал его» – писал Пришвин. Блаженный Филипп в жару и зной ходил босым, а в руках всегда держал посох с медной фигуркой голубя наверху. Интерес к хлыстам и подобным народным сектам был свойственен русской интеллигенции в начале XXвека. В романе Андрея Белого «Серебряный голубь» образ посланника между тайными сектантскими общинами будто был срисован с этого Сергиево-Посадского блаженного: он выглядел как нищий с посохом и фигуркой голубя в руке.
Два года назад в парке «Скитские пруды» в десяти минутах ходьбы от дома писателя был установлен памятник Пришвину. Здесь мы видим привычный образ писателя, воспевавшего природу: он сидит на пне с записной книжкой в руках и в компании охотничьей собаки. На постаменте выбиты слова: «я нашел себе любимое дело искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy84L2I0LzZlLzIzMzkzMDkxNTA0MDg3ODMyLmpwZw.webp)