Дом Титинькиных в Рогачево
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]
Древнее село Рогачево, что стоит на севере области неподалеку от места впадения Яхромы в Сестру, на пересечении старинных водных и сухопутных торговых путей, имеет богатую и интересную историю, которую можно изложить на страницах целой книги. Почти каждое старое здание, каких в Рогачево много, заслуживает отдельного внимания, но мы решили начать с малого, и написать об одном кирпичном двухэтажном доме, расположенном на Заречной улице.
Дом этот сложно не заметить, потому как расположен он на пересечении четырех дорог. С какой бы стороны вы не приехали в Рогачево, будь то из Дмитрова, Лобни или Солнечногорска - мимо этого перекрестка вы не проедете, а значит и не сможете не обратить внимание на красивый двухэтажный дом красного кирпича старинной архитектуры. Сразу хочется остановиться, побродить вокруг и узнать его историю. Так мы и сделали.
Село Рогачево, впервые письменно упоминаемое в 1389 году в завещании князя Дмитрия Ивановича Донского, на протяжении веков было одним из богатейших сел Московской губернии. Тому способствовало очень удачное расположение - по рекам Дубне, Сестре и Яхроме в Рогачево шли груженые корабли с Волги - везли товары в Дмитров и Москву. В селе постоянно проводились крупные ярмарки, куда приезжали купцы даже из Москвы и Переславля, а также процветали многочисленные промыслы: роговой (изготовление гребней и расчесок), кожевенный, башмачный. Были и умельцы, кто занимался постройкой легких лодок малой осадки, с помощью которых доставляли товар по мелководной Яхроме от большой пристани в девяти километрах от Рогачево.
Чем только не торговали на Рогачевских ярмарках! Здесь можно было купить мелкий и крупный скот: коров, лошадей, овец, свиней, коз, птицу. Разнообразное зерно: пшеницу, рожь, овес, толокно, просо, гречку, а также овощи, деготь, лук, чеснок, орехи, мак, хмель, кожу, обувь и т.д. Уже в XV веке в селе постоянно функционировали порядка двадцати торговых лавок.
Активное экономическое развитие этих мест преобразило и само Рогачево. До сих пор здесь можно увидеть величественный Никольский храм - один из крупнейших в России, он запросто мог бы стоять в центре любой столицы. На Соборной площади множество старинных двухэтажных домиков - тех самых торговых лавок, чайных, трактиров и мастерских.
Они смогли пережить революцию, коллективизацию, репрессии, бои 1941 года и до сих пор активно используются по назначению. Гуляя по сельским улицам, можно обнаружить и другие старинные дома, об одном из которых мы уже начали рассказ.
Дом на вышеупомянутом перекрестке, на Заречной улице, принадлежал Титинькину Алексею Петровичу - крестьянину села Рогачево 1865 года рождения. Построен дом был, вероятно, тоже в конце XIX века. Титинькины издревле жили в Поздняково - ближайшей к Рогачево деревне, а затем перебралась в село. Семья по традиции того времени была большая и крепкая - старшие мужчины занимались торговлей и держали лавку, где продавали бакалею и другие товары, а остальные им помогали. К концу XIX века, согласно книге краеведа Ильи Покровского, Титинькины торговали не только в Рогачево, но и ездили по соседним уездам, имели постоянную лавку в Кимрах.
После революции 1917 года большевики посчитали, что Титинькины, как и другие успешные крестьяне, живут слишком хорошо. Вся торговля была национализирована, Титинькины лишились лавок и заработка, из собственного большого дома (в семье А.П. Титинькина было двенадцать детей) их выкинули на улицу, а страну в скором времени ждал голод в том числе и благодаря таким реформам.
Алексей Петрович Титинькин жил теперь со своей большой семьей на конюшне, работал конюхом и занимался извозом на трех лошадях, которых ему по какой-то случайности оставили.
Советская власть приписала А.П. Титинькина к классу кулаков, и уже в 1918 году начались первые преследования. Его пытались привлечь за участие в «Рогачевском восстании кулаков и духовенства» (формулировка НКВД), но в тот раз дело обошлось только допросом. Очень повезло, потому что А.П. Титинькин был еще и старостой Никольского храма - посадить и расстрелять могли уже только за это. Власть также выписывала ему в 1930-31 годах индивидуальные повышенные нормы по госпоставкам, как кулаку. Когда же он не смог их выполнить, то был судим Дмитровским нарсудом и приговорен к лишению свободы сроком на три года, а также штрафу в размере 1000 рублей.
Отбыв срок в Москве, он вернулся к семье в Рогачево, но и на этом Советская власть не успокоилась. В 1938 году Алексей Петрович снова был арестован - на сей раз по обвинению в создании контрреволюционной организации, в состав которой входило якобы восемнадцать человек. Следователей не смутило, что на момент ареста ему было уже семьдесят три года и он плохо ходил, опираясь на метлу.
Сохранился протокол допроса в НКВД, на котором следователь пытался доказать причастность Алексея Петровича к контрреволюционной деятельности. На основании ответов, приведенных ниже, Алексей Петрович был приговорен к смертной казни.
« Вопрос следователя: Вы арестованы, как активный член контрреволюционной организации церковников контрреволюционной деятельности. Дайте по данному вопросу толкование. Признаёте себя виновным в этом? Ответ: Да, я имел связь с арестованными за контрреволюционную деятельность гражданами Рогачёво: Жучковым Алексеем Ивановичем, Махлиным Николаем Ивановичем, которые очень часто приходили ко мне к дому потолковать о жизни. Как Жучков, так и Махлин очень хорошие люди, и всегда как и я были солидарны в разговорах друг с другом. Также имел связь с арестованным в настоящий момент за контрреволюционную деятельность бывшим монахом Закомычкиным Иваном Ивановичем, который приходил ко мне и врачу Перлих Вере Фёдоровне, и я беседовал с ними также о жизни. Был я у него в больнице, где он работал счетоводом. Также я хорошо знал монахиню Шаханову Евдокию, последняя проживала сейчас у врача Подъячевской больницы. Последняя очень хорошая женщина. С ней я также часто виделся, как в с.Рогачёво, так и в церкви. Но много разговоров с ней не вёл. Последняя также является солидарной со мной и отзывчатой. Хорошо знаком с бывшим монахом Сафрониным (неразборчиво), ныне арестованным органами НКВД за контрреволюционную деятельность. Он до ареста работал служителем религиозного культа – священником Куликовской церкви. Знал очень хорошо бывшего монаха Тимона, в настоящий момент также арестованного за контрреволюционную деятельность, до ареста служил священником Чернеевской церкви. Ранее он был монахом Троице Сергиевой лавры, откуда он ездил в Николо Пешношский монастырь. Служил священником в селе Турбичево. Бывший монах Тимон является умным человеком, обладающим хорошей головой, в своей деятельности далеко не чета монаху Сафронину (неразборчиво). О всех этих связях с этими церковниками, арестованными за контрреволюционную деятельность, я не отрицаю».
Источник фото: https://ru.openlist.wiki/
На основе этого ответа и была «доказана» вина Алексея Петровича, за что он был расстрелян на Бутовском полигоне 14 марта 1938 года, как и тысячи других невиновных людей по всей России. Спустя двадцать лет, 25 июля 1958 года, дело А.П. Титинькина было прекращено за «недоказанностью совершенного преступления», а сам он реабилитирован, но что толку? Человека уже не вернуть!
Дети, внуки и правнуки Алексея Петровича Титинькина жили и до сих пор живут в Рогачево, помнят историю своей семьи и малой родины. Что до дома Титинькиных красного кирпича, то в советские годы в нем располагался так называемый дом колхозника - общежитие для работников, приезжающих в Рогачево на время из других мест. Позднее общежитие отдали для постоянного проживания четырех семей. Живут в этом доме и сейчас.
Адрес дома Титинькиных: село Рогачево, улица Заречная, дом 2