Громовой колодец в Мытищах
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Громовой колодец – место, где более двухсот лет назад началась история Московского водопровода. Долгое время точное место расположения легендарного родника оставалось неизвестным. Тем не менее, многие объекты старинного водопровода сохранились до наших дней и, сверяясь с картой девятнадцатого века, сегодня можно точно определить, где же в Мытищах бил когда-то ключ, вкус воды которого изумил саму императрицу Екатерину Великую.
В 1770-х годах в Москве разразилась страшная эпидемия чумы, унесшая жизни десятков тысяч жителей старой столицы. Одной из причин быстрого распространения болезни было отсутствие в городе качественной воды. На тот момент в Москве било всего несколько ключей, которые не могли удовлетворить потребностей более чем трехсот тысяч москвичей. Напуганная масштабами беды, императрица Екатерина Вторая приняла решение построить водопровод, для чего была создана комиссия по исследованию пригодных ключей в окрестностях Москвы. По легенде примерно в это же время царица поехала на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, и в районе села Большие Мытищи ей подали воду из местного источника. Вкус воды так понравился Екатерине, что она поручила инженеру Бауэру провести водопровод для снабжения Москвы из этого места.
В то время в Мытищах славился необыкновенно вкусной водой колодец, который в народе называли Громовым. Считалось, что родник забил после удара в землю молнии. Инженер Бауэр, который по указу царицы стал изучать местность в районе села, свидетельствовал, что из Громового колодца бил фонтан воды высотой в три метра. Говорят, что Бауэр, понимая изумительные качества местной воды, специально отправил бочку из Мытищ в Петербург для своей больной жены. Строительство первого московского водопровода, однако, затянулось на долгие годы. Проект водоснабжения Москвы был для того времени поистине грандиозным и очень дорогостоящим. Помешала и Русско-турецкая война, из-за которой недостроенный водопровод был заброшен почти на десять лет. Только к 1804 году все двадцать с лишним верст канала, представлявшего собой нескончаемую кирпичную галерею с полукруглым арочным сводом, были готовы. С тех пор на протяжении ста лет Мытищинский водопровод был основным источником питьевой воды для Москвы.
В двадцатом веке место расположения Громового колодца забылось. Местные жители только приблизительно могли указать место, где когда-то бил источник. Мытищинский краевед Владимир Фролов нашел старинные карты, по которым ему удалось установить точное место Громового колодца и обнаружить ряд других интересных объектов инфраструктуры водопровода. Добраться до места знаменитого родника можно пешком или на велосипеде, двигаясь на юг от станции Мытищи. Громовой колодец расположен примерно в двух километрах от вокзала. Пройдя улицу Колонцова до конца, вы окажетесь у Ярославского шоссе, которое в этом месте пересекает реку Яузу. Здесь с двух сторон дороги когда-то стояли две каменные ротонды для раздачи воды. Краевед Владимир Фролов рассказывает:
«Сюда к раздаче воды на Ярославском шоссе, которое тогда называли Троицким трактом, подъезжали люди с бочками, заливали в них воду и развозили ее по окрестным деревням и дачным поселкам. Кружку воды можно было выпить бесплатно, а остальное – за деньги. Здесь всегда дежурил так называемый водяной сторож, который собирал деньги за воду. Эти деньги шли на содержание водопровода»
Наличие водоразборных колодцев на дороге в Троице-Сергиеву Лавру было очень удобно для многочисленных паломников, которые по старинной традиции шли из Москвы пешком, чтобы поклониться преподобному Сергию Радонежскому. Ротонды водоразборных колодцев простояли примерно до революции, сегодня от них не осталось никаких следов.
За мостом начинается Водопроводная улица, по которой нужно пройти примерно восемьсот метров до поворота. Двести лет назад по линии этой улицы проходили галереи водопровода, поверх которых был насыпан земляной вал. По валу, обсаженному с двух сторон березами, была проведена тропка, которая позднее превратилась в небольшую дорогу. Со временем вал срыли, а кирпич галерей был разобран местными жителями и пошел на строительство окрестных домов. Там, где сегодня стоят новые коттеджи, когда-то помещался домик смотрителя, который вместе с помощниками занимался охраной водопровода на отрезке от Громового колодца до района села Тайнинское. Конный сторож регулярно патрулировал линию водопровода, особое внимание уделяя слуховым окнам, не дававшим задохнуться воде, которая протекала под землей, а также позволявшим осуществлять работы по очистке.
Дойдя до поворота дороги направо у большой карты парка Лосиный Остров, вы увидите так называемый Петровский мостик – сохранившуюся часть старинной инфраструктуры водопровода. Этот мост отмечен на архивных картах, а его нижняя кирпичная арка была сложена, вероятно, в 1804 году. Поверх сводов старого моста позднее была надстроена новая железная конструкция, по которой прошла автомобильная дорога на мытищинскую водокачку. Петровский мостик был переброшен через ручей, но сегодня вода под ним стоит. Дело в том, что лесничими Лосиного Острова были созданы искусственные плотины для того, чтобы заболотить эту территорию для бобров.
Осмотрев Петровский мостик, нужно вернуться к лесной тропе за забором, которая ведет непосредственно к месту Громового колодца. В сырую погоду пройти по этой тропе без сапог будет затруднительно, потому что местность вокруг нее сильно заболочена. По правую сторону от тропы сохранились остатки третьего бассейна водопровода, который также обозначен на старинных картах. Выйдя на опушку, вы окажетесь в непосредственной близости от места Громового ключа. Ранней весной, когда трава еще невысокая, на опушке можно заметить остатки второго водосборного колодца, от которого можно точно отмерить местоположение Громового ключа.
К сожалению, непосредственно над Громовым колодцем, расположенным в шести метрах от второго бассейна, видны лишь высокие заросли травы. Примерно в 1960-е годы прямо поверх колодца была проведена канализационная линия города Королева. Несколько колодцев этой канализации можно обнаружить в непосредственной близости от Громового ключа. В 1970-е годы опушка была засыпана строительным мусором, поэтому для обнаружения каких-либо остатков родника потребовались бы раскопки с помощью экскаватора. Перспектива таких раскопок осложняется угрозой разрушить канализационный коллектор и неясностью по поводу того, кому эта территория принадлежит.
Когда-то место легендарного колодца было найти очень просто – непосредственно рядом с ним стояла каменная часовня. Она была построена в 1832 году, и в нее часто заходили паломники. Часовня в последний раз фигурирует в описаниях, относящихся к 1926 году. Уже тогда она стояла с разбитыми окнами и перекошенным крестом. В 1930 году ее полностью разобрали местные власти, использовав часть материала для строительства, которое активно велось в то время в Мытищах. Однако сам родник исчез еще раньше. Уже в 1904 году, по свидетельствам того времени, Громовой колодец не давал воды. В начале двадцатого века вокруг были пробурены многочисленные скважины, и вода из родников стала уходить или терять свои свойства и вкус, который когда-то так понравился Екатерине. К началу двадцатого века отсос воды велся уже промышленным способом. Сейчас «мытищинской» воды добывается крайне мало, и она разбавляется водой, которая поступает из московского водопровода. Таким образом, сегодня Мытищи, некогда поившие столицу, по сути, сами стали потреблять «московскую» воду.
Несмотря на то, что на месте Громового колодца не осталось следов часовни и заметных конструкций водопровода, старинные галереи все еще сохраняются под землей в других районах современных Мытищ. Местными краеведами было обнаружено под землей несколько отрезков старинных сводов высотой около полутора метров, которые являются остатками линии первого водопровода. Краевед Владимир Фролов знает несколько входов в эти галереи, спустившись в которые, можно обнаружить очень хорошо сохранившуюся кладку старинного кирпича. По словам краеведа, эта сводчатая конструкция времен Екатерины столь крепка, что местные жители в годы Великой Отечественной Войны прятались в подземелье водопровода от вражеских бомбежек.