Хутор Романова
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье сегодня]
Если открыть карту Подмосковья и найти на ней поселок Радищево, что неподалеку от станции Поварово, то прямо напротив него, посреди леса, можно заметить несколько домиков, обозначенных на топографической карте, как поселок «603-й километр Октябрьской железной дороги» - название явно советское. Но по словам старожилов окрестных деревень, жили в том лесном месте еще задолго до революции. Мы решили посмотреть на все своими глазами и отправились в зимний лес.
В народе это место уже давно никто не называет «603-м километром», а в ходу другое, более старое название: Хутор Романова. Согласитесь, что оно намного интереснее, чем первое. Сразу хочется узнать, кто был этот Романов, не приключилось ли здесь какой-нибудь захватывающей истории. Да еще и хутор - уж не казаки ли здесь жили, посреди подмосковных-то просторов? В общем, воображению есть где разгуляться.
Дорога к хутору ведет одна (не считая троп), и начинается она у моста через железную дорогу. За мостом нужно съехать под запрещающий знак на прилегающую технологическую территорию - другого варианта нет, так как оставить машину на Малой бетонке не получится. Вскоре вы увидите съезд в лес, перегороженный шлагбаумом на замке. Это и есть нужная нам дорога, по которой мы пойдем пешком. Шлагбаум явно «отсекает» всех случайных посетителей, кого сюда приводит праздное любопытство.
Хорошая наезженная дорога ведет нас вглубь леса. Удивительно, но уже буквально через пару сотен метров чувствуешь себя вдали от города, хотя только что еще был на обочине оживленной трассы.
Деревья укрыты пушистыми снежными шапками, на старой сосне стучит дятел, а скромное зимнее солнце, иногда появляющееся в небе, раскрашивает лес своими лучами, снег в которых мерцает мириадами маленьких искорок. Настоящая идиллия - хочется идти по этой дороге бесконечно долго.
Минут через десять вы окажетесь в старом хвойном лесу. Вековые ели и сосны упираются верхушками в небо, и невольно чувствуешь себя былинкой рядом с ними.
А между деревьев уже видны небольшие аккуратные домики. Некоторые совсем занесены снегом - в них явно бывают только в теплое время года.
Другие напротив - производят жилое впечатление, и наезженная дорога ведет прямо к ним.
По некоторым данным, название хутора происходит от фамилии помещика или вольного крестьянина, который жил в этих местах до революции и занимался хозяйством. Лес в то время не был таким густым, вокруг не было густой сети шоссе, а только лишь нетронутые поля, на которых очень удобно было пасти скот. Один сенокосный луг до сих пор есть прямо посреди леса - от хутора до него чуть более километра.
С приходом советской власти успешного фермера раскулачили, а хозяйство национализировали. Хутор переименовали в честь проходящей неподалеку железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург.
Но есть и другая версия происхождения хутора, которая относится именно к советскому времени. Согласно этой версии, до революции в этом лесу никто не жил и никакого хозяйства там не было.
Сергей Васильевич Романов был заметным общественным деятелем Солнечногорска середины XX века. Работал в руководстве солнечногорского завода металлических сеток имени И.И. Лепсе, а в годы войны принимал активное участие в его восстановлении. Позднее за свои заслуги перед Отечеством и выслугу лет получил участок в лесу, который находился в стороне от деревни. Новый участок С.В. Романов разделил со своим братом, и вместе они построили там два дома. Жители окрестных деревень начали именовать новое поселение хутором Романова, и название быстро прижилось. Позднее хутор разросся и превратился в небольшую деревушку - домов 10.
Какая из версий более достоверная - сказать сложно. Чтобы это выяснить точно, нужно посетить районный архив. Но народная молва подтверждает обе: и то, что на хуторе жили еще до революции, и то, что был такой человек - Сергей Васильевич Романов.
Сейчас это просто небольшой дачный поселок, очень уютный, спрятавшийся посреди дремучего подмосковного леса.
Координаты хутора Романова: 56°2'53"N 37°5'32"E