Исчезнувшая усадьба художника В .Г. Перова
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]
На территории современного Подмосковья расположено множество старинных усадеб - живых памятников русской истории и культуры. Почти все они никем не охраняются и полностью беззащитны перед мародерами - любой может приехать на грузовике и выломать кирпичей себе на дачу. За XX век это происходило регулярно в той или иной форме, и в результате многие усадьбы попросту исчезли, а другие прямо сейчас находятся на грани исчезновения. Среди утраченных имений есть и очень значимые, которые могли бы стать музеями и рассказать потомкам о временах своей славной юности. Одна из таких усадеб - дом Василия Григорьевича Перова - одного из величайших русских художников.
«Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте» - писал П.И. Чайковский, проживший в Клину и его окрестностях последние годы жизни. С тех пор этот подмосковный город неразрывно связан с именем выдающегося композитора и здесь же находится его дом, ставший старейшим мемориально-музыкальным музеем России.
Не так повезло дому В.Г. Перова - «Чайковскому» от живописи, чьи картины мы знаем с детства. Это знаменитые «Охотники на привале», «Суд Пугачева», «Плач Ярославны», «Христос в Гефсиманском саду», самый известный портрет Достоевского и другие. Художник жил и творил в девятнадцати километрах от Клина, в своей небольшой усадьбе Стрелково, расположенной на живописных берегах реки Катыш. О его творчестве знаменитый писатель Дмитрий Васильевич Григорович однажды сказал: «Перов первый из художников познакомил нас с правдивым направлением в живописи, но, кроме того, Перов – живописец-поэт. Позиция его – его задушевность». Биограф художника - искусствовед Н.П. Собко - позднее писал: «Перов – это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе». Так или иначе, но в наши дни о том, что в Стрелково когда-то жил выдающийся деятель русской культуры В.Г. Перов, напоминает только отметка в Яндекс-навигаторе и невзрачная табличка на обочине дороги - указатель на СНТ «Аллея Перова».
Красивую березовую аллею, которую собственноручно посадил художник, уже давно срубили - видимо мешала кому-то протянуть провода или поставить очередной забор. От усадебного дома, парка и пруда тоже ничего не осталось - после революции Троицкий исполком распродал все постройки и имущество «на вывоз», но благо кто-то из местных жителей оказался не столь усердным в «разрушении мира насилья», и догадался сохранить ту часть дома, в которой у Перова была мастерская. Ее перевезли в деревню Радованье, за четыре километра от Стрелково. Небольшая избушка-мастерская много лет там простояла - в ней хранились шкаф для просушки этюдов, плетеные кресла, садовая скамейка, печные изразцы. По слухам, еще больше вещей художника смог сохранить у себя в селе Покровка некто Кирилов Н.Н. Это были настенные часы, буфет, вешалка, диван, часы, полка, умывальник, зеркало, гардероб, трюмо, обеденный стол, красный угол с иконами, тумбочка, два кресла и два стула из гарнитура, этажерка, письменный стол и три плетеных кашпо.
Всего этого, а также предметов и картин из личных собраний родственников и друзей художника, вполне могло бы хватить на полноценную экспозицию дома-музея. Одно время речь действительно шла об организации такого музея - знаменитому скульптору В.В. Глебову заказали памятник, архитектор Д. Я. Старчевский произвел замеры мастерской для последующей реставрации, специальная комиссия выехала на местность, чтобы отыскать остатки фундамента и начертить план утраченной усадьбы. Это важное дело сдвинулось с мертвой точки во многом благодаря стараниям местных жителей, среди которых были краеведы и просто неравнодушные люди. Ходил по инстанциям и внук художника - Роман Алексеевич Перов-Чаков. Но затем власть внезапно сменилась, и новое руководство главного управления культурного наследия Московской области выбрало иной вектор развития: теперь все силы были брошены на открытие мемориала, посвященного Зое Космодемьянской, а проект по созданию музейного комплекса В.Г. Перова заморожен.
Прошли годы и много воды с той поры утекло, а вместе с ней и то немногое, что осталось от усадьбы художника. Сейчас следов не найти ни в Стрелково, ни в Радованье, ни в СНТ «Аллея Перова», на месте которого раньше стояла усадьба Игрищево - поместье княгини З.Н. Енгалычевой.
Согласно старым записям, В.Г. Перов познакомился с княгиней в 1862 году в Москве на выставке Общества поощрения художников. Она пригласила погостить художника в свое имение Игрищево неподалеку от села Троицкое, что под Клином. В то лето В.Г. Перов впервые оказался в этом тихом подмосковном уголке и навсегда оставил частичку своего сердца на полях и перелесках Клинской земли. С тех пор он очень часто сюда возвращался и черпал вдохновение в здешней тишине и нетронутой природе.
В 1875 году художник купил небольшой дом, расположенный прямо напротив усадьбы Игрищево на другом берегу реки - так он поселился в своем любимом месте, где и прожил последние годы жизни. В этот период у него побывали Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Алексей Саврасов, Павел Третьяков, Лев Толстой, Иван Шишкин. Умер В.Г. Перов в 1882 году в возрасте сорока девяти лет от тяжелой болезни. В усадьбе еще двадцать лет жила жена художника - Елизавета Егоровна Драгунова. Она умерла в 1902 году.
Местные жители деревни Стрелково - те, кто постарше - и сейчас помнят дом Перова, а точнее рассказы о нем своих родителей, помнят и пруд посреди парка, где в детстве катались на лодках. Сейчас на том месте непролазные дебри - сплошное переплетение кустов, деревьев и высокой травы.
Но наверняка еще можно скосить бурьян и отыскать старый фундамент, восстановить для потомков план усадьбы, отыскать сохранившиеся вещи художника, установить информационный щит, а может быть и открыть небольшой дом-музей. Ведь именно здесь, на берегах небольшой речки Катыш, великий художник черпал вдохновение для многих своих полотен, которыми мы восторгаемся в Третьяковской галерее, Русском музее и других подобных местах.
Координаты деревни Стрелково: 56°12'57"N 36°43'30"E