Исчезнувшая усадьба В. М. Васнецова
Фото: [Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня]
Деревня Ваньково расположена примерно в десяти километрах к юго-востоку от Дмитрова на высоком холме Клинско-Дмитровской гряды. С виду она ничем не примечательна - проедешь и не заметишь, тем более взгляд здесь притягивают красивые пейзажи с заснеженными полями, лесами и деревушками - виды с холмов открываются потрясающие. Однако, как это часто бывает, в самых тихих и незаметных уголках скрыты настоящие жемчужины. Так и в случае с Ваньково - в этой деревне несколько лет жил и творил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.
Впервые Ваньково упоминается в документах XVIII века. Согласно «Исповедным книгам» 1751 года Ваньково и Глебездово составляли одно имение, владельцем которого был некий И.В. Хряпунов. Тогда в Ванькове располагались дом помещика с 16-ю дворовыми и 7 дворов крестьян, где проживало 52 человека.
В 1782 году владельцем Ваньковского имения стал прапорщик Николай Иванович Бестужев-Рюмин. За ним числилось 834,2 десятины земли. Несмотря на происхождение из известного дворянского рода, о самом Николае Ивановиче известно мало: к концу века дослужился до секунд-майора и был избран судьей Козельского уездного суда. В 1811 году Ваньково и Глебездово записаны во владении майорши Марии Ивановны Лопухиной. В 1852 году владелец Ваньковского имения в очередной раз поменялся – им стал старший советник Иван Иванович Шмидт. К этому времени в Ванькове числилось 15 дворов и 102 души, в Глебездове – 9 дворов и 67 душ. К 1859 году в Ваньковском имении было 9 дворов, 102 человека и 915 десятин земли, а принадлежала усадьба купцам Сабуровым.
Виктор Михайлович Васнецов приобрел усадьбу Ваньково в 1901 году в возрасте 53 лет. Родился великий художник не в Подмосковье, а в Кировской области, в небольшом селе Лопьял. Позднее он учился в Вятской духовной семинарии, думая пойти по стопам своего отца-священника. Однако с раннего возраста все в нем замечали несравненный талант к живописи, и в итоге после окончания семинарии В.М. Васнецов отправляется в Санкт-Петербург, чтобы учиться живописи у Ивана Николаевича Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников, а затем поступить в Императорскую Академию художеств. Так начался долгий и насыщенный событиями творческий путь великого художника, полотна которого мы все знаем с детства: Витязь на распутье (1882), Богатыри (1898), Аленушка (1881), Иван Царевич на Сером Волке (1889), Снегурочка (1899) и т.д.
После окончания Академии М. В. Васнецов ездит за границу, а начиная с 1869 года участвует в выставках - сначала в Санкт-Петербурге, а затем во многих крупных городах Российской Империи в составе Товарищества передвижных художественных выставок. Художники-передвижники противопоставляли себя академистам, вдохновлялись народными началами и сближением интеллигенции с простыми крестьянами, занимались просветительством и иногда продавали свои картины.
Завершив обучение в 1875 году, спустя два года М. В. Васнецов женился на любимой девушке - Александре Рязанцевой. Они познакомились в Санкт-Петербурге в библиотеке и быстро поняли, что друг без друга не могут. А. В. Рязанцева принадлежала большому купеческому роду из Вятки, но была бесприданницей, что Васнецова нисколько не смущало. Сперва она училась в Вятской гимназии, а затем так же переехала в Санкт-Петербург, где поступила на женские курсы медико-хирургической академии, став одной из первых русских женщин-врачей.
Венчание состоялось 11 ноября 1877 года. Брак получился счастливым - у супругов была идиллия и взаимопонимание, а в семье вскоре родилось пять детей. Долгое время денег супругам не хватало - их первоначальный капитал составлял всего 48 рублей. В. М. Васнецов мечтал о собственном доме - большом тереме, как из русских сказок. Однажды, спустя годы, он осуществил эту мечту, построив такой терем в Москве, в нынешнем переулке Васнецова, 13 (ранее - Третий Троицкий переулок).
Проект дома художник разработал самостоятельно вместе с архитектором Михаилом Приемышевым, и к 1894 году дом был готов, куда художник и перебрался со всем семейством. Он прожил здесь до самой своей смерти в 1926 году, а затем потомки обратились в Третьяковскую галерею, чтобы сделать из дома постоянную экспозицию и музей.
Сын художника - Алексей Васнецов, писал:
«Дом наш опустел – словно душа отлетела из него – все тут было его, носило его отпечаток – страшно коснуться чего-либо, изменить что-либо. Наше общее решение – все сохранить как было – устроить что-то вроде дома-музея…»
Благодаря одобрению творчества художника Советской властью, дом-музей вскоре появился и существует до сих пор. С 1986 года он входит в состав Государственной Третьяковской галереи.
Перебравшись в Москву и освоившись на новом месте, Васнецовы со временем задумались о даче - небольшом имении в Подмосковье. Побывав однажды в Ваньково, художник сразу влюбился в этот живописный и тихий уголок, который напомнил ему родное Рябово - село в Кировской области, куда семья Васнецовых перебралась из Лопьял почти сразу после рождения Виктора Михайловича. Неслучайно первым делом после покупки имения в 1901 году художник переименовал деревню в Новое Рябово - в честь того самого Рябово, живущего в его детских воспоминаниях. Однако новое название так и не прижилось.
По воспоминаниям местного жителя Михаила Николаевича Фетисова, усадебный дом представлял собой двухэтажный сруб с мезонином, обшитый тесом. В доме имелось два крыльца и просторная веранда. На территории усадьбы также были дом для прислуги, две голубятни, конюшня, скотный двор, сенной сарай, молотилка, хозяйственные постройки, глубокий колодец, погреб для хранения молока и овощей. В усадьбе работал до войны дед Павел (Воронцов), которого местные ребятишки прозвали «медоводом». Он содержал большую пасеку и кормил медом своих хозяев. Пчелам здесь было раздолье: цветущие яблони и липы давали вкусный и полезный мед. Яблоневый сад почти весь вымерз во время Великой Отечественной войны. Погибла в эти суровые годы и пасека. А еще в усадьбе были два пруда. В одном из них, по словам Михаила Николаевича Фетисова, любила нагишом купаться барыня.
Усадьба находилась на высоком берегу реки Яхромы, а из окон открывался великолепный вид на поля и леса. Дом окружал сад, а также прекрасные дубовые и липовые аллеи. Весь усадебный комплекс был обнесен деревянным забором, вдоль которого высились стройные липы. На въезде в усадьбу гостей встречала деревянная арка, а гостями здесь были известные художники М. В. Нестеров, В. А. Серов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, А. М. Васнецов и др. В этих благодатных местах Васнецов работал с 1902 по 1918 гг. в основном в летние месяцы. В усадьбе Ваньково он писал полотна «Битва Ивана-царевича с морским волком», «Битва русских с половцами», писал для церкви соседнего села Ассаурово икону патриарха Гермогена.
В 1917 году в имение явились большевики и категорично заявили хозяевам: или огромная контрибуция, или оставляйте имение. Васнецовы приняли второе условие и с болью в сердце покинули Ваньково. В доме Васнецовых новая власть устроила коммуну, затем дом отдыха «Кооператор». В 50-е годы прошлого века в соседней деревне Шадрино открыли пионерский лагерь «Березки», где отдыхали дети рабочих Дмитровского завода фрезерных станков. В 1952 году сюда был перевезен усадебный дом Васнецова. Говорят, что дом разобрали, а правильно собрать на новом месте так и не смогли - сложили кое-как. В 90-х годах пионерский лагерь «Березки» прекратил свое существование, а дачники стали растаскивать все, что там осталось. Досталось и дому Васнецова - сначала исчезли рамы, потом двери, косяки и пол, а через некоторое время он и вовсе сгорел. Теперь его можно увидеть разве что на старых снимках.
В 2005 году Министерство культуры Московской области подписало распоряжение о «Об утверждении списка объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия Московской области». В этот список попала и усадьба Ваньково, а точнее то, что от нее осталось - старый заросший парк. Но памятный знак на этом месте появился лишь спустя еще 13 лет.
15 мая 2018 года исполнилось 170 лет со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова, и в честь этого события в тени старых лип наконец поставили памятник, на открытие которого приезжали представители местной администрации, а также внучатая племянница художника Ольга Васнецова. Она, как и многие другие неравнодушные к русской культуре люди, мечтает о восстановлении усадьбы В. М. Васнецова в Ваньково и основании здесь музея-заповедника.
Координаты бывшей усадьбы В.М. Васнецова в Ваньково: 56°16'2"N 37°42'4"E