Какой город Подмосковья носит имя древнерусского богатыря?
Фото: [artscroll.ru]
Чтобы ответить на этот интересный вопрос, нам придется заглянуть в историю. Успех монгольского нашествия XIII века стал началом так называемого «татаро-монгольского ига» - зависимости Руси от Золотой Орды, продлившейся более трехсот лет. Многочисленные поражения русских войск, падение Рязани, Владимира, Москвы, Суздаля, Ростова, Ярославля и многих других городов привело к тому, что русские князья были вынуждены признать над собой власть монгольских владык. Русское самоуправление сохранилось, но князья отправлялись в Орду за ярлыком на княжение, а также платили хану дань. Но вечно так продолжаться не могло. Одним из самых значительных шагов на пути к объединению Руси и избавлению от чужеземного господства стала Куликовская битва, состоявшаяся в 1382 году у места слияния Дона и Непрявды. В тот великий день победа русского воинства началась с победы богатыря Александра Пересвета.
В те далекие и темные времена Русь разрывали на части княжеские междоусобицы и постоянные набеги Золотой Орды. Русский народ должен был или объединиться и встать с колен, или погибнуть. И такое объединение произошло, но не силой оружия.
Духовным предводителем народа в столь трудный для него час стал в то время никому еще неизвестный пустынник Варфоломей, покинувший общество людей и ушедший в леса. Несколько лет он жил отшельником в полном одиночестве и молился о судьбе земли русской. Изредка к нему приходил его брат Петр и приносил немного хлеба, но чаще приходили дикие звери - волки и медведи, но они не трогали пустынника. Варфоломей был глубоко убежден, что на Русской земле не только все люди, но даже лесные звери - творения Божьи, имеющие право на жизнь и свободу. Спустя несколько лет отшельник принял монашеский постриг под именем Сергия, а впоследствии стал более известен как преподобный Сергий Радонежский.
Люди заговорили о монахе, поселившемся в лесу, и у Сергия вскоре появилось несколько учеников. Впоследствии рядом со святым старцем старались поселиться и миряне (так был заложен Сергиев Посад), и даже князья приходили к нему за советом. Именно благодаря Сергию многочисленные и вечно враждующие русские князья примирились, а к моменту Куликовской битвы признали главенство московского князя Дмитрия Иоанновича, впоследствии прозванного Донским.
«Он никогда не брал в руки меча - но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей» - пишет о преподобном Сергии в своей книге историк Николай Сергеевич Борисов. Именно с Сергия Радонежского началась победа на Куликовом поле и все Русское государство - он был не просто одним из русских святых, а духовным идеалом и собирателем всей русской культуры.
Александр Пересвет и Родион Ослябя были монахами-схимниками (великая схима - высшая степень монашества) Троице-Сергиевского монастыря, учениками и постриженниками преподобного Сергия. Согласно устоявшемуся мнению, до пострига они оба были профессиональными военными.
Когда на Русь надвинулась «гроза» в виде огромного полчища Золотой орды под предводительством Мамая, русские князья объединились под началом московского князя Дмитрия и выступили навстречу врагу.
Перед походом князь Дмитрий в поисках духовной поддержки и благословения пришел к преподобному Сергию. Старец благословил князя и все русское воинство на эту великую битву. Имя преподобного Сергия в то время было прославлено по всей Руси, и его благословение вселило надежду во всех воинов. Сергий благословил и двух монахов, хорошо знающих военное искусство, добровольно пожелавших отправиться с князем. Ими были Пересвет и Ослябя.
Подойдя к полю у слияния Дона и Непрявды, русское воинство увидело огромную армию Мамая, значительно превосходящую по численности. Воины остановились в сомнении, но вдруг появился гонец от Сергия и передал Дмитрию послание, в котором говорилось: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог».
В средневековье многим битвам предшествовал поединок двух лучших воинов обеих армий. Откуда взялась эта традиция - сказать трудно, но уходит она глубоко в века. Поединок проходил насмерть, и был своеобразным суеверием для всех воинов - финальный исход всего сражения во многом зависел от исхода поединка.
В тот далекий день, 8 сентября 1380 года, войско орды представлял знаменитый воин по имени Мурза Челубей. Согласно сказаниям, он не знал поражения и был специально нанят Мамаем для поединка перед битвой. В русском войске произошла заминка. Князь Дмитрий, понимая важность исхода поединка, сам порывался принять вызов Челубея, но бояре-воеводы отговаривали его. Впоследствии князь все равно принял участие в битве как рядовой воин, сменив свое княжеское облачение на простое солдатское.
Вызов Челубея принял монах Александр Пересвет. Оба воина были верхом и вооружены копьями. Согласно легенде, Челубей в поединках прибегал к хитрости и использовал копье длиннее обычного на метр. Когда противники на всем скаку сшиблись в смертельном ударе, длинное копье Челубея пронзило монаха насквозь - Пересвет был облачен в одну лишь схиму и ничто не защищало его тело от стального наконечника копья. Но только благодаря этому Александр, получив смертельный удар, смог поразить своим копьем Челубея и выбить его из седла. Затем он развернул коня, вернулся в ряды русского воинства, и только после этого умер. Поединок был выигран.
Мамай сразу же начал атаку, но битва закончилась для него полным разгромом.
В Куликовской битве погиб и второй монах - Родион Ослябя. По окончанию сражения тела Пересвета и Осляби были перенесены в Москву и захоронены в Старом Симонове - в церкви Рождества Богородицы, где и покоятся до сих пор. Оба монаха-воина были пречислены православной церковью к лику святых.
А именем богатыря Пересвета в 2000 году и назвали небольшой город в Сергиево-Посадском районе Московской области. На гербе города вы увидите монаха-воина верхом на стремительном коне.
Как добраться до города Пересвет: автобусом №23 от Сергиева Посада