Корабли Колумба в Дмитровском районе
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Рядом с железнодорожной станцией Яхрома Савеловского направления расположен важный гидроузел в системе канала имени Москвы – Шлюз №3. Он является одним из одиннадцати шлюзов рукотворной водной артерии, растянувшейся на более чем 100 километров, которая вот уже восемьдесят лет соединяет реку Москву с Волгой и снабжает столицу волжской водой. Отличительной чертой архитектурного облика шлюза является композиция из двух металлических моделей корабля «Санта Мария» Христофора Колумба, которые в выгодном ракурсе видны как раз с железнодорожной платформы.
В 1492 году каракка «Санта Мария» мореплавателя Христофора Колумба пристала к берегам Америки, открыв для европейцев Новый свет. Многие историки оценивают это событие как одну из вех, отметивших конец эпохи Средних веков в истории западной цивилизации и начало Нового времени. Великие географические открытия и развитие корабельного дела действительно совершили коренной переворот в жизни целых народов, стран и континентов.
Строительство канала Волга-Москва в 1930-е годы воспринималось в СССР, как зримое доказательство успехов первого в мире социалистического государства, совершившего, как тогда думали, новый великий переворот в истории человечества. Вот почему две медно-металлические модели легендарного судна Христофора Колумба были отнюдь не случайно использованы архитектором Владимиром Яковлевичем Мовчаном в качестве украшений нижних башен управления одного из шлюзов канала. Это была идеологически выверенная метафора, проводящая параллель между событиями постройки канала Волга- Москва в СССР и открытием Америки.
В статье 1939 года профессора В. Ф. Кринского, посвященной архитектуре шлюзов канала, корабли на башнях Яхромского гидроузла осмысливались следующим образом: «Канал Волга-Москва является началом соединения Москвы с пятью морями. Героические люди Испании во главе с Христофором Колумбом соединили в XVстолетии Старый и неведомый до них Новый свет. Выполненные из меди модели каравелл Колумба здесь, под Москвой, становящейся, благодаря проведению канала, крупным портом, соединяющим моря Советского Союза, говорят о новых победах человека над природой… о новых водных путях, созданных большевиками».
Мысль, поставить на одну доску открытие Америки Колумбом и постройку канала Москвы, может показаться слишком смелой даже для агитационной литературы конца 1930-х годов, однако если обратиться к конструктивным особенностям шлюза, то можно увидеть, что замысел архитектора шел еще дальше. Назначение шлюзов, как известно, заключается в том, чтобы обеспечить перемещение судов в водных участках с разным уровнем воды. Шлюзы с помощью герметичной камеры и насосов поднимают или опускают корабль как бы со ступеньки на ступеньку.
Каждый шлюз канала Волга-Москва имеет по четыре башни управления. Одна пара башен находится в «нижней голове» шлюза – в части, которая примыкает к отрезку канала с низким уровнем воды, а вторая пара башен «верхней головы» примыкает к отрезку с более высоким уровнем воды. Две башни «нижней головы» шлюза представляют собой как бы постамент для кораблей Колумба, а две башни «верхней головы» завершаются советскими эмблемами и имеют на торцевой стороне мемориальную доску, посвященную строителям-каналоармейцам. Таким образом, каравеллы Колумба были помещены как бы на нижнюю «ступень» шлюза, а тема героизма советских строителей оказалась в буквальном смысле выше.
Как известно, Христофор Колумб планировал открыть кратчайший путь из Европы в Индию. Такой путь появился для судов с постройкой Суэцкого канала, связавшего Средиземное море и Индийский океан. Часто можно встретить прямые и вполне справедливые сравнения подмосковного канала с Суэцким и с другим знаменитым каналом – Панамским. Трасса канала Москва-Волга составляет 128 километров, что больше, чем Панамский канал и несколько меньше, чем Суэцкий. В гидротехническом отношении канал Волга-Москва значительно сложнее Суэцкого и Панамского. Кроме того, Канал имени Москвы был построен в гораздо более короткие сроки. Другой вопрос, что таких темпов удалось достичь ценой жизней тысяч заключенных.
Корабль Колумба в контексте монументальной пропаганды шлюза стал также символом покорения человеком природы. В книге 1949 года А.И. Михайлова «Архитектура канала Москва-Волга» говорилось: «В невиданно короткие сроки большевики исправили «ошибку» природы и заставили воды Волги притечь к кремлевским стенам социалистической Москвы». Любопытно, что название судна Колумба, украсившее великую стройку «второй сталинской пятилетки», носило идеологически чуждое имя «Святой Марии», а сам легендарный корабль, по иронии, разбился у берегов Гаити на Рождество Христово в 1492 году. Его обломки использовались для постройки форта, который получил имя «Рождество».
Как выглядело флагманское судно, на котором Колумб открыл Америку, достоверно неизвестно, поэтому «точные копии» – как называют модели шлюза №3 в литературе – на самом деле достаточно условны. Основной отличительной чертой каракки, на которой совершил свое плавание Колумб, было наличие пяти парусов. Именно столько парусов можно насчитать на каждой из моделей в Яхроме. Голова корабля шлюза №3, кроме того, украшена фигурой фантастического существа, напоминающего грифона. Вид на декоративные корабли шлюза №3, который открывается с автомобильного моста через Канал имени Москвы не столь впечатляющ. Макеты каравелл здесь находятся в невыгодном ракурсе, поэтому отсюда трудно различить в металлических фигурах на вершинах башен корабли Христофора Колумба.