Курганный комплекс «Ямщина»
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]
Гуляя по подмосковным лесам, вы наверняка хоть раз, да замечали где-нибудь в стороне от тропы, под деревьями, небольшие холмики с пологими склонами, укрытые прошлогодней листвой, заросшие травой, а иногда и деревцами. Холмики аккуратно вписываются в пейзаж, но все-таки наводят на мысль о своей рукотворной природе даже неискушенного наблюдателя. Это курганы - захоронения древних славян, много веков назад населявших территорию современного Подмосковья.
Так и не дождавшись обещанного синоптиками снега, мы отправились без лыж на знаменитую Назарьевскую лыжню погулять по красивому лесу, через который она проходит. Среди лыжников эти места широко известны еще с советского времени, ведь на здешних живописных тропинках выросло не одно поколение любителей лыжного спорта. В кустах до сих пор валяется двухсот литровая бочка, залитая цементом - раньше ее использовали для выравнивания трассы под свободный стиль.
Радуясь столь редкой солнечной погоде, мы смотрели по сторонам, дышали свежим лесным воздухом и не переставали удивляться чудесам природы - прямо на небольшом снежном островке расцвел цветок мать-и-мачехи - в январе!
Пройдя еще около километра, мы обнаружили курганы в глубине леса - характерная форма холмиков и их расположение не оставляли никаких сомнений, что это именно курганы, а не, скажем, блиндажи времен войны. Славянские захоронения встречаются во многих уголках Подмосковья, например в окрестностях Звенигорода. Местные жители часто проходят мимо, гуляя с собакой или отправляясь за грибами, и далеко не все замечают эти памятники древности.
Принято считать, что большинство подмосковных курганов принадлежат племени вятичей, чьи поселения были наиболее широко распространены на территории современной Московской области в период IX-XI веков. Со временем их земли вошли в состав Черниговского, Ростова-Суздальского и Рязанского княжеств, но курганные захоронения продолжались до XIV века. Найденная нами группа курганов, согласно табличке на дереве, как раз относилась к более позднему периоду.
Согласно Повести временных лет - историческому документу, написанному на рубеже XI-XII веков и повествующего нам об истории древней Руси - название «вятичи» происходит от имени родоначальника племени - Вятко. Вероятно, уменьшительной формы от имени Вячеслав.
«Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко… а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи»
Селиться вятичи любили в лесах по берегам рек - именно в таких местах обнаружено больше всего курганов и остатков крепостных валов. Классическое поселение того времени представляло собой группу полуземлянок с двускатными крышами. Верхнюю часть строили из бревен, а земляные стены нижней изнутри обкладывали тесом. Такую деревню часто окружали рвом, землю из которого аккуратно складывали с внутренней стороны, затем утрамбовывали и укрепляли деревом - получался крепостной вал - древнейшее фортификационное сооружение. Однако не все деревни имели такую защиту, а поэтому исследователи в наше время разделяют два названия - селище и городище. Первое не имело фортификационных сооружений, а второе имело.
Позднее вятичи отказались от землянок и стали жить в срубах - иногда даже двухэтажных. Такие постройки были очень крепки и часто одновременно являлись как жильем, так и защитным сооружением. Хозяева богато украшали их искусной резьбой и узорами.
Основным направлением хозяйства были охота, собирательство и земледелие. В обширных лесах они добывали мясо, дикий мед и ягоды, в реках рыбу, рядом с селениями распахивали поля, сажая просо, ячмень, пшеницу, рожь, а у домов держали скот: свиней, коров, коз, овец. Деревня представляла собой крепкую общину, а как следствие и крепкое хозяйство, способное обеспечить всех пропитанием.
Интересно, что вятичи чуть ли не дольше всех других славянских племен оставались язычниками и крестились лишь в начале XV века, а поэтому и курганы продолжали возводить вплоть до того же времени.
«Повесть временных лет» так описывает погребальный обряд вятичей:
«И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр, кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники».
Однако часто на месте сожжения возводили курган, положив в него прах умершего, а также украшения, керамику, перстни, браслеты, хрустальные бусы. Оружие почти никогда не помещали рядом с покойным, а с приходом христианства в позднейших курганах стали появляться кресты и небольшие образа.
Большинство подмосковных курганов были раскопаны и исследованы в первой половине XX века. Этим занимались несколько исследователей, например Артемий Владимирович Арциховский - выдающийся археолог, позднее нашедший знаменитые берестяные грамоты. Из находок, сделанных в курганах, составлены экспозиции многих больших и маленьких музеев, и вы сможете их увидеть во многих уголках Подмосковья.
Что до курганной группы, обнаруженной нами, то, судя по углублению на вершине каждой насыпи, она тоже когда-то была вскрыта и изучена. Мы надеемся, что археологами, а не из праздного любопытства.
Координаты курганов «Ямщина»: 55°39'48"N 37°1'5"E