Лермонтов на «Страшном суде» в Подмоклово
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS81L2FkLzk1LzE2MjAyMDUwNjg2MTQ1NTIzNzQ3Ni5qcGc.webp)
Фото: [culture.ru]
Небольшое село Подмоклово расположено на юге Подмосковья в нескольких километрах от Серпухова на противоположном берегу Оки. Названием своим оно обязано весеннему половодью, а интересных достопримечательностей вокруг великое множество: городище Железного века, исчезнувший древний город Неренск, старинная усадьба, каменоломни времен Ивана Грозного, один из самых красивых подмосковных храмов. С последним связана история, сильно нашумевшая на рубеже XIX-XX веков - о ней и пойдет наш сегодняшний рассказ.
Храм Рождества Богородицы в Подмоклово можно с уверенностью назвать одним из самых значимых и впечатляющих памятников церковной архитектуры во всём Подмосковье. Заложен он был еще при Петре I в 1714 году, практически полностью завершен к 1723, но освящен лишь тридцать лет спустя. Тому виной послужили сложные отношения внутри семьи князей Долгоруковых - владельцев Подмоклово, а также последующая опала, лишившая их многих владений в годы царствования императрицы Анны Иоановны.
Храм и подробная история его создания заслуживают рассмотрения в отдельной статье, а здесь мы лишь скажем, что выстроен он был в лучших традициях итальянского барокко по заказу князя Григория Федоровича Долгорукова, серьезно увлекавшегося архитектурой и много путешествовавшего по Европе в составе «Великого посольства». Говорят, в Италии у него родилась мечта построить подобный храм у себя на родине, что спустя несколько лет он успешно и осуществил, сильно отойдя от традиций русской архитектуры. Тем не менее Рождественскую церковь сразу признали шедевром и во многом это мнение сохранилось до сих пор.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS81LzI1LzRmLzExMTI4ODE2MjAyMDAzMDIuanBn.webp)
В 1875 году старинный даже по тем временам храм решили как следует отремонтировать. Реставрация осуществлялась на средства Тимофея Ивановича Каштанова - известного серпуховского купца, который также был и церковным старостой в Подмоклово. Закончив работы снаружи, реставраторы принялись за внутреннее убранство церкви. Тогда с разрешения епархиального архиерея некий неизвестный художник занялся «поновлением» многочисленных фресок. Работа шла медленно и завершилась лишь спустя несколько лет - приблизительно к 1893 году. В то время реставрацию курировал уже другой представитель рода Каштановых - Василий Иванович.
Неизвестный живописец обновил многие фрески, дополнив некоторые их них незначительными второстепенными деталями, но одна из его работ вскоре вызвала настоящий скандал. По древней традиции над западным входом в храм художник написал картину Страшного суда, и всё бы ничего, если бы один из изображенных на этой фреске грешников, объятых адским пламенем, не имел поразительного сходства с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Художника и след простыл, а современники стали ломать голову и гадать, как такое могло получиться.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS81LzE0LzRjLzk2NjQzMjExNjIwMjAwMzEzLmpwZw.webp)
Широкой общественности о Лермонтове на «Страшном суде» стало известно в 1900 году благодаря заметке Владимира Владимировича Барятинского - редактора московской газеты «Северный Курьер». Барятинский тогда возмутился столь досадному недоразумению и призвал остановиться в глумлении над великим поэтом. Но уже в следующем номере ему ответил археолог Н. Панкратьев, считавший, что Лермонтов повинен «как дуэлист в трёх тяжких грехах: убийстве, самоубийстве и неповиновении властям», а потому заслуживает места на подобной фреске.
Однако серпуховская интеллигенция, впрочем, как и московская, в основном разделяла мнение Барятинского, а поэтому вскоре обратилась к тульскому архиерею, в чьем ведении в то время находился приход села Подмоклово. Просьба заключалась в разрешении изменить лицо на фреске, но почему-то была отклонена.
Среди жителей села в то время прочно утвердилась легенда, что Лермонтов на «Страшном суде» появился не случайно, а строго по приказу владельца села Подмоклово — за то, что поэт когда-то написал на него злую эпиграмму. Однако эта версия не совсем точна, так как селом владели совсем другие дворяне Васильчиковы, а вовсе не князь Александр Илларионович Васильчиков, который действительно одно время был мишенью для едких шуток поэта. К тому же церковь в Подмоклово всегда была приходской, а не усадебной, что не позволило бы помещику самостоятельно определять содержание росписей без ведома церковных властей.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS81Lzg4LzUzLzQxNTQ0NTkxNjIwMjAwMzIyLmpwZw.webp)
Согласно другой версии, М.Ю. Лермонтов появился на фреске за свои слишком вольные идеи, отвечающие духу того времени, но идущие вразрез с церковными. Однако он все же не создавал антицерковных учений, подобно Л.Н. Толстому, за что тот был предан анафеме и довольно отчетливо изображен на руках у дьявола в церкви села Тазово Курской губернии. Лермонтов же, по мнению большинства, такого не заслуживал.
В 1934 году картину со стены сняли и отправили на реставрацию, чтобы затем разместить в экспозиции антирелигиозного музея, который устроили в стенах московского Страстного монастыря. Позднее ее включили в экспозицию Музея истории религии и атеизма в Ленинграде, располагавшегося в Казанском соборе, а в наши дни она находится в фондах Государственного музея история религии в Санкт-Петербурге.
Что до храма Рождества Богородицы в Подмоклово, то недавно он был отреставрирован и уже ведутся работы по его включению в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Координаты церкви Рождества Богородицы в Подмоклово: 54°52'0"N 37°20'48"E