Мячковский курган у реки Москвы
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Высокий холм вблизи поселка им. Тельмана и Новорязанского шоссе имеет несколько названий. Сейчас природный памятник зовут Боровским курганом, а в XIX веке он носил также имена Мячковского кургана и Ягановского холма. Древняя легенда гласит, что здесь погребены убитые в нашествие монголо-татар. Величественный холм притягивал к себе и вдохновлял известных литераторов XIX века. В наше время на кургане оборудовали горнолыжную трассу, а также тропы для горного велосипеда.
Поэт и переводчик Алексей Федорович Мерзляков посетил Мячковский курган в 1805 году. Он посвятил кургану стихотворение, начинавшееся словами: «Остановися, росс! Се путь твоих побед». В примечании Мерзляков рассказал, что побудило его написать «сию пиесу»: «В тридцати верстах от столицы при самой переправе через реку Москву, на горе находится преогромная насыпь в знак бывшего там сражения с татарами… Здесь погребены убитые россияне…Самый курган – величественный памятник упадшим за свободу отечества». Поэт Мерзляков нашел камни на месте алтаря стоявшей когда-то на вершине кургана поминальной церкви. На одном из камней было вырезано имя святого, которому посвящался этот исчезнувший храм.
Подробнее о Мячковском кургане рассказал писатель Николай Иванчин-Писарев в книге «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» 1844 года. Поднимался писатель на курган и в ранней молодости в 1815 году и тоже сочинил четыре стиха о погребенных здесь праотцах. Он называл курган «громадной могилой героев» и «могильным великаном». Писатель высказал несколько версий появления холма. Когда Батый ушел из пределов Коломны и Москвы в сторону Владимира и Суздаля, жители окрестностей собрались и положили всех убитых родственников в одну могилу. Возможно, здесь погребли воинов князей Всеволода Георгиевича и Романа Ингваревича, павших у Коломны в бою с Батыем.
Иванчин-Писарев предполагал, что Мячковский курган мог быть и не насыпной могилой времен татаро-моногольского нашествия, а холмом с языческим капищем. Писателя смущали огромные размеры холма. Он писал: «Не было ли это местом языческих торжеств и поклонения одному из важнейших кумиров, которые всегда стояли на холмах?» Название «Ягановский холм» могло в таком случае указывать на культ Яги, которая в русских сказках изображалась лесной колдуньей.
Иванчин-Писарев также сообщал о храме, который когда-то стоял на вершине холма. В отличие от Мерзлякова он не нашел уже камней на месте алтарей, а только зарастающий травой пустырь. Возможно, эти камни вместе с некоторыми надгробиями и церковной утварью перенесли в соседнее село Еганово (в то время оно называлось Яганово). Храм был посвящен Воскресению Христову и относился к Знаменскому монастырю в Москве. Иванчин-Писарев посетил церковь в Еганове и нашел там перенесенное с кургана старинное надгробие с неясными очертаниями цифр. В Знаменском монастыре в Москве он также разыскал икону Богородицы, перенесенную из курганной церкви.
Еще одним русским писателем, которого вдохновлял древний курган, был уроженец Коломны Иван Иванович Лажечников. В юбилейной автобиографии он писал: «Еще будучи четырнадцати лет, я возымел сильную охоту к сочинительству и сделал на французском языке описание Мячкова кургана, что по дороге из Москвы в Коломну; пятнадцати лет сочинил на том же языке стихотворение, а шестнадцати лет написал «Мысли в подражание Лабрюйера» и отослал в «Вестник Европы» за 1807 год». Лажечников собрал свои ранние очерки в одной книге «Первые опыты в прозе и стихах». Быть может, в сборник вошло и описание Мячковского кургана на французском языке. К сожалению, Лажечников устыдился ранних сочинений, сам скупил после выхода в печать весь тираж книги и уничтожил.
Лажечников упоминал курган и в других произведениях. В начале автобиографических «Походных записок русского офицера» он писал: «Никогда не проезжаю Мячковского кургана без того, чтобы не взойти на него. Бывало в красные дни природы и моей родины, останавливался я здесь любоваться прелестными видами. Тогда все восхищало меня: и светлая в извилинах Москва-река, многочисленными судами покрытая, и селения, на живописных ее берегах расположенные, и расписные, пестрые луга с озерами своими, и белые известковые горы, вечно дымящиеся наподобие маленьких Везувиев». Здесь было начало пути юного ополченца Лажечникова в заграничный поход 1812-1814 годов. Впереди его ждали Рославль, Вильна, Иогансбург, Познань, Штернберг, Берлин, Белвиль, Париж, Страсбург и другие города. На Мячковском кургане «на могиле храбрых предков» Лажечников поклялся, что «честь и Отечество будут везде его спутниками».
Мячковский курган Лажечников изобразил и в художественном произведении «Беленькие, черненькие и серенькие» 1856 года. Главные герои Катя Горлицына и Иван Сергеевич Волгин случайно встретились у Мячковского кургана возле переправы через Москву-реку. Оба ехали в разных экипажах из Москвы через Бронницы в вымышленное село Холодню Холоденского уезда. Может быть, имелось в виду село Северское под Коломной. Первым реку попытался перейти вброд экипаж Волгина, но лошади оступились и стали тонуть. Катя Горлицына, ждавшая очереди переправы на берегу, стала молиться о том, чтобы кучер и неизвестный господин со слугами спаслись. Когда мольбу барышни услышал тонущий Волгин, его лошади смогли нащупать брод и выбраться из воды. Так произошло знакомство, которое завершилось свадьбой. Повесть заканчивается так: «В виду того места, где Катя и Волгин в первый раз познакомились, близ переправы через Москву-реку, у подножия Мячковского кургана, поставили они скромный памятник. Не знаю, существует ли он теперь». Это был памятник над могилой отца Кати – соляного пристава Холодни Горлицына.