Необычные камни Дмитровского края

muzei-mira.com

Фото: [muzei-mira.com]

Однажды мы уже писали о волшебном валуне в лесу близ небольшой деревушки Киндяково, что в Дмитровском районе Подмосковья. Согласно древним преданиям, камень этот является осколком легендарного Алатырь-камня с острова Буяна, широко упоминающегося в устном народном творчестве и древнерусских легендах. Сейчас это самый известный валун на севере области, однако Дмитровская земля знала и другие необычные камни, о которых сейчас уже почти никто и не помнит.

Вышеупомянутый Киндяковский камень в наши дни довольно быстро стал значимой местной достопримечательностью. Многие любопытные специально заезжают в Киндяково, чтобы побывать в Шутовом лесу и своими глазами увидеть валун, а может быть и заветное желание загадать, а потом ленточку на дереве завязать. Ленточек действительно вокруг очень много - почти как листьев, но, говорят, что загаданные у камня желания в самом деле нередко сбываются.

Отдельного внимания заслуживает и сам лес, в котором лежит камень. «Шутовым» его прозвали не случайно, ведь раньше редко кому удавалось пройти сквозь него не заплутав. Местные жители и сейчас не очень любят ходить сюда за грибами или ягодами, но к камню ведет хорошо заметная тропа и если с нее никуда не сворачивать, то вряд ли заблудитесь.

Широкую известность Киндяковский камень приобрел не впервые. Если сейчас основные посетители это все-таки обычные туристы, приходящие к камню из праздного любопытства, то пару веков назад очень многие всерьез относились к чудодейственным свойствам валуна, а особенно к его способности исцелять недуги. Вот что пишет исследователь Ю.М. Золотов:

«Он имел славу целителя от всяких болезней, но более всего – от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали следующее. Чтобы испытать магические свойства камня, сначала нужно набрать воду в стакан в небольшом лесном ручье. Затем эту воду полить на камень и аккуратно собрать ее снова в стакан. И только соприкоснувшись с холодной поверхностью валуна, вода становится лечебной. Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, омывали больное дитя, надевая после этого на него новое белье. Народная молва утверждала: «если ребенку суждено жить, то сразу после омовения он пойдет на поправку, а коль суждено умереть – быстро зачахнет».

Но как насчет других легендарных камней Дмитровской земли? История одного из них связана с именем выдающегося русского художника-пейзажиста - Алексея Кондратьевича Саврасова. Все мы знаем еще со школьной скамьи его самую знаменитую работу «Грачи прилетели», ставшую впоследствии хрестоматийной. Но на творческом пути Саврасова было далеко не все гладко, и еще в самом его начале, когда молодой художник учился в Московском училище живописи и ваяния, отец, мечтавший «приспособить сына к коммерческим делам», перестал платить за обучение, и тогда молодого Саврасова в 1848 году исключили из училища. Преподаватель, в классе которого учился юный художник - Карл Иванович Рабус - сразу рассмотрел в нем талант живописца, а потому обратился за помощью к члену Совета Московского художественного общества - Ивану Дмитриевичу Лужину. Тот прислушался к просьбе и помог Саврасову продолжить обучение.

Спустя два года, летом 1850 года, Саврасов приезжает по приглашению И.Д. Лужина к нему в имение, расположенное в деревне Григорково неподалеку от Дмитрова. Здесь художник проводит много времени на природе и пишет картину «Камень в лесу у разлива». Картина была встречена критиками довольно холодно и лишь спустя годы, когда А.К. Саврасов стал знаменитым и уважаемым живописцем, на нее обратили внимание.

В XX веке исследователи живописи задались новым интересным вопросом. На картине изображен огромный валун на берегу лесного ручья, на который с трудом взобрались два мальчика - барчук - сын хозяина усадьбы, и деревенский мальчик - сын поварихи в семье Лужиных. Лес вблизи усадьбы действительно есть, как, собственно, и ручей, но куда делся столь огромный камень? Обыскали все окрестности, но валун так и не нашли. По размеру он был значительно больше, чем Киндяковский, так что затеряться в лесу или погрузиться в грунт он попросту не мог. Неутомимые исследователи стали опрашивать старожилов окрестных деревень и уже было отчаялись найти какие-либо следы, как вдруг наткнулись на древнюю старушку, внезапно подтвердившую существование «лесного валуна». Более того, она упомянула чудодейственные свойства камня, сказав, что, мол, в ее детстве многие к нему ходили с самыми сокровенными просьбами, как это делали еще их бабушки и дедушки.

Исследователи, услышав от бабушки такой воодушевляющий рассказ, с новыми силами устремились прочесывать окрестные леса, но так до сих пор и не нашли валун, изображенный на картине Саврасова. Кто-то высказывал предположение, что художник мог и придумать его, следуя своему внезапному вдохновению, но большинство все-таки уверено, что валун существовал на самом деле, а может быть существует и до сих пор, но какая-то неведомая сила теперь отводит от него людей.

Другой интересный камень, согласно легенде, был замечен в 1295 году на том месте, где сейчас стоит поселок Деденёво. История этого валуна кроется в названии самого поселка, которое происходит от имени ордынского царевича XIII века - Дюденя (он же Дедень и Тудан). Царевич вошел в летопись, как учинитель самого сильного погрома Северо-Восточной Руси после Батыя. В ходе нашествия были разграблены более десяти городов, среди которых Муром, Коломна. Москва, Можайск, Дмитров, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Углич, Волок Ламский и т.д.

Хан Тудан, согласно преданию, был убит во время сражения в 1295 году, состоявшегося на том месте, где сейчас стоит село Деденёво. Хана неподалеку и похоронили, установив на могиле большой валун, найденный в лесу.

Говорят, что в XX веке эту историю вспомнили, и почти сразу кому-то пришла в голову мысль, что похоронить хана «с пустыми руками» никак не могли, а значит наверняка под валуном в его могиле лежат несметные сокровища - оружие, золото, доспехи, драгоценности. Вооружившись кирками и лопатами, энтузиасты устремились на поиски сокровищ Дюденя. Камень вскоре был найден у деревни Свистуха, что неподалеку. Валун впечатлял своими размерами - и как только в XIII веке его смогли приволочь сюда из леса? Начав раскопки, кладоискатели вскоре были разочарованы - деревянные подпорки не выдержали и камень провалился еще глубже в выкопанную яму. Снова стали копать, и снова неудача - валун все глубже уходил в землю, придавливая собой богатство хана, о котором так мечтали авантюристы.

Позднее в том месте решено было строить дачи, а поэтому все поля поделили на участки. Кому-то достался участок с валуном, верхушка которого торчала из земли, подобно айсбергу. Новый хозяин не был дотошен и суеверен, а потому не придал особого значения камню, закатав его в бетон в процессе строительства. Теперь уже никто и не вспомнит, где именно лежал камень Дюденя.