Памятник писателю и художнику в Бабкино
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Несохранившаяся усадьба Бабкино располагалась в пяти верстах от Воскресенска на реке Истре и принадлежала в конце XIX столетия земскому начальнику Алексею Сергеевичу Киселеву. Имение стало известным благодаря знакомству ее владельца с писателем Антоном Павловичем Чеховым. В летние месяцы 1885, 1886 и 1887 годов Чехов с семьей снимал дачу в Бабкино. Здесь же гостил в это время друг писателя художник Исаак Левитан. Напоминает о пребывании в Бабкино под Истрой Чехова и Левитана памятник работы подмосковного скульптора Сергея Казанцева, высеченный из белого мрамора.
Чехов оказался в Бабкино благодаря счастливому совпадению. Об этом происшествии рассказано в книге краеведа Сергея Мамаева «Поиски вчерашнего дня». Брат писателя Иван Павлович Чехов служил в земском училище в Воскресенске (Истре), был знаком с полковником Болеславом Игнатьевичем Маевским, который служил в 3-й артиллерийской бригаде. С 1877 года эта бригада квартировалась в селе Павловская Слобода Звенигородского уезда недалеко от Воскресенска. Она располагалась в корпусах старинной суконной фабрики Ягужинского. В здании офицерского собрания, руины которого, к слову, сохранились до сих пор, устраивались спектакли и танцевальные вечера. В них участвовали не только офицеры бригады, но и гости из Воскресенска, Звенигорода и уезда.
На одном из таких вечеров по приглашению полковника Маевского побывал брат Чехова Иван Павлович. После окончания бала офицеры, приехавшие из Воскресенска, решили заночевать в зданиях Артиллерийской бригады. Иван Павлович был обескуражен тем, что никто не поехал обратно в город, потому что утром он должен был открывать училище, а его отсутствие означало бы потерю работы. Осложнялась его ситуация тем, что зимой по снегу добраться до Воскресенска из Павловской Слободы можно было только на лошадях. К счастью, один из гостей офицерского бала – владелец усадьбы Бабкино Алексей Сергеевич Киселев – ехал в санях из Павловской Слободы и предложил место растерянному учителю Ивану Павловичу Чехову. Так завязалось знакомство семьи Чеховых с Киселевыми. Владелец Бабкино впоследствии пригласил Ивана Павловича стать домашним учителем для своих детей, а Чеховы трижды снимали дачу в его имении.
Весной 1885 года Антон Чехов с братом и сестрой решили первый раз провести лето в имении Киселева. Молодому писателю тогда было всего двадцать пять лет. Вот как сам Чехов описывал свой приезд в Бабкино в письме брату Михаилу: «Когда мы доплелись до Бабкина, то было уже час ночи… Двери дачи были не заперты… Не беспокоя хозяев, мы вошли, зажгли лампу и узрели нечто такое, что превышало всякие наши ожидания, комнаты громадны, мебели больше, чем следует…Все крайне мило, комфортабельно и уютно… Водворившись, я убрал свои чемоданы и сел жевать. Выпил водочки, винца и… так, знаешь, весело было глядеть в окно на темневшие деревья, на реку». О днях, проведенных в Бабкино, вспоминал также и сам Михаил Павлович Чехов. После обеда Антон Павлович шел со всеми собирать грибы в ближайший Дарагановский лес. Во время похода писатель обдумывал темы своих сочинений. После ужина Чеховы шли в усадебный большой дом к владельцу имения А.С. Киселеву. Говорили о литературе, искусстве, Тургеневе, Писемском, Салтыкове-Щедрине.
Чехов познакомился с художником Исааком Левитаном в начале1880-х годов через другого своего брата Николая, который учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Лето 1885 года Чехов и Левитан провели вместе в Бабкино. Младший брат Чехова Николай писал о большой роли проведенных дней в Бабкино в творчестве писателя и художника: «Воскресенск и Бабкино сыграли выдающуюся роль в развитии дарования Антона Павловича. Здесь он написал свои самые веселые, самые жизнерадостные вещи… поразительно, что Бабкино сыграло выдающуюся роль и в художественном развитии Левитана». В Бабкино Чехову пришла мысль написать «Ведьму» и «Недоброе дело», были написаны «Налим», «На реке», «Егерь», «Агафья», был подготовлен сборник «Пестрые рассказы». Левитан создал в Бабкино многие солнечные природные этюды. В это же время был написан знаменитый профильный портрет А.П. Чехова.
Чехов взял с собой Левитана в Бабкино в момент душевного кризиса художника. «С беднягой творится что-то недоброе. Психоз какой-то начинается… хотел вешаться», – писал Чехов о состоянии друга. На даче в Бабкино среди членов семьи писателя и в окружении подмосковной природы Левитану стало легче. О том, что в Бабкино произвело на художника сильное впечатление, видно из его писем Чехову. В одном из них Левитан писал: «Я не дождусь минуты увидеть опять это поэтическое Бабкино». Вспоминал Бабкино Левитан и в Крыму, отдавая предпочтение природе подмосковной деревни: «Природа здесь только в начале поражает, а после становится ужасно скучно и хочется на север, а там непременно в Бабкино…»