Пионерский лагерь «Салют» и детский сад «Солнышко»

Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня]

Маленькая деревенька Арбузово находится на Рогачевском шоссе в Дмитровском районе Подмосковья. С виду она ничем не примечательна: несколько дачных домиков вдоль дороги, арбузы никто не выращивает. Однако перед самой деревней слева, если ехать в сторону Рогачево, начинается длинный бетонный забор, скрывающий за собой какие-то заброшенные строения в лесу. Много раз мы ездили мимо и гадали что там, откладывая посещение на потом, но в этот раз не удержались и все-таки заглянули внутрь.

Забор, хотя и старый, стоит все еще крепко, а все щели со стороны шоссе заделаны досками с особой тщательностью, что даже кошка вряд ли пролезет. Все это наводило нас на мысль о скорой встрече с охраной, но чуть в стороне мы вдруг заметили большой проем - в этом месте в бетонной стене недоставало одной секции. Если же пройти еще чуть дальше, в сторону деревни и оврага, заросшего лесом, то там забор и вовсе кончается - заходи кто хочешь. Это подтверждали и набитые повсюду тропы - не мы одни такие любопытные.

Заброшенные корпуса в лесу за забором оказались не чем иным, как еще одним пионерским лагерем. Вот уж действительно в Подмосковье они на каждом шагу! Этот лагерь назывался «Салют», также носил имя советского писателя А.П. Гайдара и принадлежал научно-производственному объединению «Техномаш» имени С.А. Афанасьева. В данный момент (с 2021 года) это предприятие реорганизовано в акционерное общество и представляет собой головную организацию корпорации «Роскосмос» по реализации Федеральной космической программы Россиийской Федерации до 2025 года включительно.

Но начиналось все в далеком 1938 году, когда приказом Народного комиссариата оборонной промышленности было создано центральное конструкторское бюро №40, основными задачами которого стало освоить производство крупнокалиберных патронов, разработать новые типы боеприпасов и все необходимое оборудование для патронных заводов, чтобы те могли их массово производить. Уже в 1940 году конструкторское бюро переименовывают в Союзный проектно-конструкторский институт, но номер остается прежним: 40.

В годы Великой Отечественной войны Институт бесперебойно работал на нужды фронта, осуществлял техническую поддержку оборонным заводам, разрабатывал и производил новые изделия. В 1944 году в его состав вошел Московский завод №44, так как уже не хватало помещений и мощностей, а обороты при этом постоянно росли.

После войны снова меняется название - теперь это Научно-исследовательский технологический институт №40. В 1946 году ему поручают изучить и освоить устройство первой в мире баллистической ракеты дальнего действия ФАУ-2, принятой на вооружение Германией в конце войны. С помощью этой ракеты немцы активно обстреливали Великобританию и, в частности, Лондон. В 1945-1946 годах СССР и США, завладев несколькими такими ракетами, сразу же бросились их изучать, чтобы вскоре сделать свои.

В 1947 году Институт привлекался к работе по созданию первой советской баллистической ракеты Р-1, выполнял работы по ее проектированию и оснастке. Позднее также принимал участие в создании ракет 8А11 и 8К75, а к середине 50-х годов уже 70% общего объема работ занимали исследования и разработки в области ракетной техники, как новой и очень перспективной отрасли военной промышленности.

Теперь, когда мы имеем некоторое представление о головной организации, можно вернуться к лагерю, который ей принадлежал. Построен «Салют» был как раз в самом начале 50-х годов прошлого века. Говорят, что первая смена состоялась летом 1951 года.

Первое, что бросается в глаза на территории лагеря даже сейчас, так это монументальность всех строений. Большинство подмосковных пионерских лагерей имели в лучшем случае 1-2 каменных здания или не имели их вовсе, отдавая предпочтение деревянным летним домикам. Лишь самые большие, принадлежавшие крупным процветающим организациям, могли похвастаться каменной всесезонной инфраструктурой. Один из ярких примеров такого лагеря - «Химик» под Воскресенском, а «Союз», судя по всему, особо ему не уступает. Почти все здания здесь из кирпича или бетона, а по всей территории проложены подземные коммуникации или даже потайные ходы. В некоторых таких переходах потолок провалился и теперь можно заглянуть внутрь с поверхности, не спускаясь под землю.

Что до сохранности «Союза», то до «Химика» ему далеко. Если лагерь под Воскресенском и сейчас можно запустить - нужно только расчистить территорию от кустов, провести косметический ремонт в нескольких корпусах и проверить работоспособность всех систем, то в «Союзе» проверять уже нечего - абсолютно голые стены, кое-где даже деревянные полы спилены, не говоря уже о проводке. Корпуса стоят на некотором возвышении, почти на холме, склоны которого пытались укрепить бетонными пандусами, но фундаменты нескольких построек все равно «уехали» и сейчас бы их признали аварийными.

Еще одной особенностью «Союза» является детский сад «Солнышко», расположенный с ним на одной территории, как раз ближе к Рогачевскому шоссе. Детский сад отличают более низкие и маленькие корпуса, но тоже очень основательные, ведь строили на века.

Судя по другим отчетам, найденным нами в сети, вся территория лагеря и детского сада охраняется, в том числе и собаками, но мы так никого и не встретили. Возможно, эта информация устарела, потому что охранять здесь действительно больше нечего.

Координаты лагеря «Салют» и детского сада «Солнышко»: 56°15'38"N 37°13'6"E