Подмосковная «Кудыкина гора»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В Орехово-Зуевском районе недалеко от города Ликино-Дулево находится живописная местность возле запруды реки Лютихи с источником и красивой церковью Рождества Богородицы. В народе это место получило название мифической «Кудыкиной горы» из-за близости двух населенных пунктов: села Гора и деревни Кудыкино. Бывшая Кудыкинская волость Покровского уезда тесно связана с именем знаменитого в прошлом текстильного фабриканта и владельца Ликинской мануфактуры Алексея Васильевича Смирнова. Вместе с супругой он был погребен в селе Гора на церковном погосте, где в настоящее время идет благоустройство фамильного склепа.
Название деревни Кудыкино довольно редкий случай в топонимике русских деревень и сел. В Подмосковье есть только один схожий по звучанию населенный пункт Кудаево в Чеховском районе. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля мы находим глагол «кудакать» – спрашивать без надобности встречных о том, куда идешь. Некоторые исследователи полагают, что название деревни произошло от прозвища Кудака или Кудай, которое обычно давали болтуну. Кудыкина гора в русском фольклоре – это очень отдаленное, глухое и безлюдное место. Учитывая, что в народном сознании такие дикие места всегда считались обиталищем нечистой силы и сверхъестественных существ, фраза идти «на Кудыкину гору» означала тоже, что и «к черту на Кулички», «за тридевять земель» или туда, «куда Макар телят не гонял».
Кстати, «Кулички» или «Кулишки» тоже являются не только мифическим, но и вполне конкретным местом. Некогда в Москве существовало урочище с таким названием, располагавшееся в восточной части Белого города. Сегодня след этого старинного названия сохранился в именах нескольких московских церквей, например, храма Всех Святых «на Кулишках». Связь Кудыкиной горы с нечистой силой подтверждалась некоторыми присказками, бытовавшими в народе. Например, в книге «Мои скитания» Владимира Алексеевича Гиляровского бродяга огрызнулся на вопрос хозяина трактира о том, куда идут герои повествования, таким образом: «Не видишь – на Кудыкину гору, чертей за хвост ловить!»
В отличие от легендарной Кудыкиной горы, в селе Гора бывшей Кудыкинской волости по христианскому обычаю ставить на возвышенных местах церковь был построен православный храм. Между прочим, на возвышенный характер местности указывает не только говорящее имя села, но и название соседней деревни Высоково. Горская церковь исторически была связана с крупным текстильным фабрикантом и владельцем Ликинской мануфактуры Алексеем Васильевичем Смирновым. Судьба этого человека, погребенного на церковном погосте, во многом отражала своеобразие сел и городов, располагавшихся к востоку от Москвы. Сегодня территория исторической Кудыкинской волости относится к Орехово-Зуевскому району Московской области, а раньше она была частью Покровского уезда Владимирской губернии.
Алексей Васильевич родился в 1839 году в семье старообрядца, работавшего на предприятии Саввы Васильевича Морозова в Никольском. Ходила молва, будто начало собственному делу Смирновых положил удачный случай. Якобы на Клязьме перевернулась баржа с хлопком, а изворотливый Смирнов бросился в реку и вытащил весь материал на берег. Спасенное сырье было сразу же пущено в дело. Алексей Васильевич Смирнов, ставший владельцем мануфактуры в Ликино после отца, славился широкой благотворительностью. Он, в частности, помог профинансировать строительство девяти церквей во Владимирской губернии, а также нескольких церквей в Богородском уезде. Все эти храмы, в том числе и храм Рождества Богородицы в селе Гора, относились к православной церкви, убежденным последователем которой Смирнов стал во второй половине жизни.
Согласие, к которому принадлежали родители Алексея Васильевича, называлось беспоповским. В этой церкви не было духовенства, «попов», а службу читали и пели обычные миряне. В беспоповских общинах не существовало важнейших православных обрядов: венчания, причастия и некоторых других. По причине отсутствия священников и таинств, в беспоповских моленных не было даже помещения для алтарей. Такое радикальное отличие от православной церкви было вызвано мнением, что после реформ Никона настоящих священников уже не осталось, а новых ставить было уже невозможно. Более того, это было и не нужно, потому что беспоповцы жили в ожидании скорого конца света.
Алексей Васильевич был беспоповцем до тех пор, пока не встал вопрос о женитьбе. Единственным препятствием для брака с его избранницей Татьяной Яковлевной стал вопрос веры, поскольку в разнородном в религиозном отношении крае в одном и том же селении могли жить семьи разных вер. Родители будущей супруги Смирнова были старообрядцами-поповцами и настаивали на переходе зятя в свою веру. Поповцы, как видно из названия, имели собственное духовенство и те же самые семь таинств, что и господствующая православная церковь. Они были настроены менее радикально, чем беспоповцы, а наступление царства Антихриста после реформ Никона склонны были толковать скорее аллегорически, чем буквально.
Ликинский фабрикант после долгих раздумий решил сменить веру и жениться, чем навлек на себя гнев родни. Однако на этом духовные искания Алексея Смирнова не остановились. По делам он часто ездил в Москву, где познакомился с православным проповедником Иоанном Виноградовым. Вероятно, беседы с этим миссионером убедили Смирнова еще раз сменить веру и перейти в православие. Было и другое объяснение превращения старообрядца в ревнителя господствующей церкви. Однажды Смирнов тяжело заболел, а неподалеку от его дома шел крестный ход православных с чтимой Введенской иконой. Неожиданно Алексей Васильевич попросил супругу пригласить богомольцев с чудотворным ликом зайти в дом. После молебна, совершенного у постели фабриканта, Смирнов пошел на поправку, а вскоре присоединился к православной церкви.
Склеп с могилами Алексея Васильевича Смирнова и Татьяны Яковлевны сегодня восстанавливается силами прихода и неравнодушных людей села Гора. Надгробия знаменитого фабриканта и его жены, к сожалению пропали. Остались лишь три каменных надгробия его родственников: Ивана Алексеевича Смирнова, Прасковьи Дмитриевны Смирновой и Ионы Гавриловича Гаврилова.