Подмосковная «линия Маннергейма»
Фото: [Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня]
Некоторые объекты на территории Подмосковья настолько интересны, что к ним можно возвращаться снова и снова, каждый раз открывая для себя что-то новое. Почти шесть лет назад мы побывали на полузаброшенном Нахабинском полигоне, а точнее на одной из его учебных площадок. Сугробы тогда не позволили нам как следует осмотреть местность, а недавняя новость о том, что полигон скоро вовсе исчезнет и там уже вовсю идет строительство нового жилого комплекса окончательно навела нас на мысль успеть его увидеть еще раз.
Территория полигона достаточно обширна и располагается к югу от поселка Нахабино. С виду обычные леса и поля скрывают множество военных объектов, большая часть из которых сейчас исчезла или заброшена. Раньше эти места были строго засекречены, не наносились на карту, а от любопытных глаз их защищали многокилометровые заборы с колючей проволокой, установленные по всему периметру. На полигоне тренировались инженерные войска, проводились общевойсковые учения, а в 1933 году здесь были испытаны первые советские жидкотопливные ракеты.
В 90-е годы полигон утратил свое былое значение и военные понемногу стали его покидать. В заборах вскоре появились дыры, многочисленные диггеры, сталкеры и просто местные мальчишки проникали на территорию, а со временем до полигона добрались и охотники за металлом. Глядя на фотографии тех лет, мы жалеем, что не бывали здесь в то время, когда вся инфраструктура была еще цела. Впрочем, военные до сих пор присутствуют в некоторых частях огромного полигона, а на сайте Министерства обороны он значится, как площадка «для организации практических занятий по обучению курсантов учебного центра вождению военной автомобильной техники, повышению квалификации водительского состава автобазы, а также проведения соревнований в рамках всеармейских и международных игр, соревнований «Мастера автобронетанковой техники».
Нахабинский полигон, он же Николо-Урюпинский, он же ЦНИИ Инженерных войск, он же СПУР (специальный подземный укрепленный район) создавался в 30-х годах XX столетия, а некоторые исследователи считают, что и того раньше. Территория была поделена на несколько секторов (площадок) - каждая по своей тематике. Например, площадка под номером 4 представляет собой различные укрепленные огневые точки - ДОТы, соединенные между собой подземными галереями, местами в два уровня. Здесь до сих пор встречаются едва заметные в лесу бронеколпаки, вход в которые находится где-то под землей. Раньше здесь также располагались танковые башни - как отдельно стоящие, так и соединенные в единую систему теми же подземными ходами. Сейчас от башен мало что осталось.
Площадка под номером 3 предназначалась для испытания различных мин, а также методов разминирования. В секторе под номером 6 был танкодром и трассы для другой военной техники, а в секторе 5, где сейчас идет бурное строительство жилых домов - различные фортификационные сооружения, бункеры и скрытые укрепленные ангары для техники. На территории полигона также было много складов, гаражей и прочих зданий, о назначении которых широкой общественности остается только догадываться. Многие из них сохранились и до сих пор находятся под охраной.
В этот раз нашей целью было увидеть тот самый СПУР - подземный укрепленный район на площадке номер 4, а вернее то, что от него сохранилось. Попасть на эту территорию сейчас не представляет особой сложности, охраны замечено не было, так что мы не таясь зашли в «секретный» лес и отправились на поиски ДОТов. Поначалу окружающий пейзаж ничем не выделялся - такие же елки, сосны и кустарники, как в любом другом подмосковном уголке. Однако вскоре нам встретился обрывок колючей проволоки, чуть поодаль - металлическое сооружение неизвестного назначения, а еще немного погодя шлагбаум под прикрытием бетонной огневой позиции, но бункеров и подземных ходов нигде не было. В одной статье мы прочитали, что входы в подземелья давно засыпали, а сами ходы затопило грунтовыми водами, поэтому не было никакой уверенности, что нам удастся их обнаружить. Спустя какие-то время, почти отчаявшись и присев отдохнуть на пригорок, мы вдруг заметили буквально в нескольких метрах куполообразный ДОТ, поросший мхом и выглядывающий из травы. Время замаскировало его так надежно, что не заметишь, пока буквально не споткнешься! Усталость сразу как рукой сняло, и мы стали тщательно обследовать окружающий лес.
Вскоре было обнаружено еще несколько бетонных позиций разных размеров. На некоторых сверху уже вырос настоящий строевой лес, другие были совершенно незаметны со всех сторон, кроме той, где располагались амбразуры. За одной из таких огневых точек мы увидели небольшое отверстие в земле - вниз уходила лестница из металлических скоб на бетонной стене. Вероятно, сверху раньше был специальный люк, но сейчас его нет и путь открыт. Вход в подземелья все-таки найден!
Оказавшись внизу, на глубине около пяти метров под землей, нам почему-то сразу вспомнилась линия Маннергейма на Карельском перешейке. Многие сейчас специально туда едут, чтобы увидеть знаменитый укрепленный район финской армии, который советские войска прорывали дважды - в ходе Зимней войны, а затем и в ходе Великой Отечественной. Но мало кто знает, что буквально рядом с Москвой есть почти такая же линия, пусть и не столь масштабная. Подмосковная «линия Маннергейма» создавалась в первую очередь как испытательный и учебный объект - здесь отрабатывали возведение новых типов фортификационных сооружений, а также долгое нахождение и работу в них личного состава. Огромный подземный бункер с множеством комнат, коридоров, скрытых переходов и, конечно, огневых позиций, расположенных по всему лесу, проскочить мимо которых невозможно. Под землей до сих пор сохранилось множество бронированных дверей на случай прорыва обороны и проникновения противника внутрь, есть и внутренние огневые точки, из которых простреливаются все коридоры. Также была продумана система отопления, вентиляции и водоснабжения - их следы можно обнаружить и сейчас.
В СССР даже многие гражданские объекты на всякий случай имели двойное назначение, а военные и подавно, так что изначально учебная линия обороны была готова в любой момент вступить в бой. В годы Великой Отечественной войны это почти произошло - немцы были остановлены в шести километрах отсюда.
Сейчас, спустя почти сто лет с момента строительства, бункер все еще цел, большинство коридоров сухие, но многие входы действительно засыпаны землей или даже бревнами. Внутри можно почувствовать атмосферу ушедшей эпохи и буквально прикоснуться к истории.
Координаты СПУР : 55°49'12"N 37°11'42"E