Подземный ход Троицкой церкви
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье сегодня]
Село Троицкое в Чеховском районе Московской области имеет давнюю и богатую событиями историю. Но в первую очередь оно известно благодаря Троицкой церкви, построенной в 1712 году на месте старого деревянного храма XVII века. Таинственный подземный ход, соединяющий эту церковь с барской усадьбой, расположенной неподалеку, известный по историческим документам, но так и не найденный современными исследователями - одна из многих неразрешенных загадок современной исторической науки.
Свое название село, возникшее в XVI веке, получило по имени Троицкого погоста, расположенного здесь же неподалеку и разрушенного в период польско-литовского нашествия, а спустя много лет вновь восстановленного. Но так было не всегда. Изначально село называлось Ардынцы («Ордынцы»), так как расположено было на торговых путях в Москву, которыми пользовались преимущественно татарские купцы. Вотчинник сельца - Захар Григорьевич Шишкин - в 1630-е годы построил в своем владении деревянный храм в честь Святой Троицы и, таким образом, церковный престол древнего погоста был восстановлен, а сельцо Ардынцы получило новое «небасурманское» именование: Троицкое.
В XVII-XVIII веках село принадлежало старому дворянскому роду Шишкиных. В 1713 году Юрий Федорович Шишкин на месте деревянной церкви построил кирпичный храм в стиле московского барокко, к которому позже, уже в XIX веке, были пристроены апсида (полукруглый пониженный выступ здания) и трапезная. Троицкая церковь получила тот законченный облик, который знаком нам по литографиям и рисункам. Недавно проведенные реставрационные работы во многом вернули храму его древний неповторимый вид.
После Шишкиных одним из самых известных владельцев села был почетный член Московского университета и герой Отечественной войны 1812 года князь Андрей Петрович Оболенский. Он получил село как приданое, женившись на Марфе Масловой, и сразу же полюбил эти тихие места - при князе Оболенском Троицкое расцвело. Современники восхищенно называли его «подмосковным Петергофом». Великолепно обустроенное имение, двухэтажный барский дом, способный вместить до 130 человек гостей, липовый парк с гуляющими по дорожкам павлинами, пруды, плотины – Троицкое стало местом, куда охотно стали приезжать известнейшие люди своего времени, такие как Карамзин и Вяземский. Это был своеобразный «золотой век» Троицкого, время его наивысшего расцвета.
Казалось бы, ничего особенного, история еще одной среднестатической подмосковной усадьбы. Но в 1866 году произошло событие, которое до сих пор не дает покоя многим любителям неизведанного. В октябре 1866 года на имя святителя Филарета Московского княгиней Аглаидой Петровной Оболенской, внучкой скончавшегося в 1852 году князя Андрея Петровича, было подано прошение:
«Имею я желание на собственное мое иждивение к каменной Троицкой церкви, состоящей в моем имении… вновь пристроить с правой стороны Трапезы придел во имя Божией Матери Печерской в симметрию к существующему с левой стороны приделу во имя Св. Пророка Илии с устройством под ним вновь фамильного склепа, ассигновываю на то 5000 рублей серебром. Представляя при сем и фасад церкви в имеющем быть ея виде, равно и смету архитектора и гр. инж. Грудзина на предполагаемую перестройку».
Это одно из немногих упоминаний и задокументированных свидетельств если не самого факта строительства подземного хода, то, по крайней мере, намерения его построить. Мечтам княжны не суждено было осуществиться – имение практически не приносило дохода, а с отменой крепостного права его содержание и вовсе стало чересчур накладным. Поместье было продано государству в 1902 году.
Но кое-кто все же уверен, что княжна успела осуществить свои планы, построив между храмом и барским домом подземный ход, а также сделав в нем фамильную усыпальницу.
После революции 1917 года на территории села возводится психиатрическая больница, а храм в 30-е годы постигает та же печальная участь, что и многие другие. Взрывать его не взрывали, но после закрытия практически полностью разобрали на кирпичи - для нужд колхоза. К началу 80-х годов он представлял собой заросшие кустарником руины. Восстановление собственными силами прихожан началось в 1995 году и продолжается по сей день. Храм действует, в нем проводятся богослужения, основную массу прихожан составляют работники психиатрической больницы.
Однако что же произошло с подземным ходом, который княжна Аглаида то ли собиралась прокопать, то ли прокопала на самом деле? И почему этот вопрос не дает покоя исследователям? Дело в том, что подземные ходы во все времена помимо своего безусловного стратегического значения (на случай войны или гонений), являлись отличным местом для того, чтобы спрятать любые драгоценности, или даже спрятаться самому. Многие храмы после Октябрьской революции и начавшихся вслед за ней бесконечных преследований, пытались спасти от изъятия иконы и церковную утварь, и в тех местах, где у церкви в распоряжении были тайные подземелья или пещеры, зачастую сделать это удавалось.
Говорят, что почти под всеми крупными монастырями есть подземные ходы. К примеру, под исторической частью Серпухова существует целая сеть разветвленных коммуникаций, существование которой могут подтвердить как рабочие, участвовавшие в реконструкции монастырей, так и сами священнослужители. В конце XIX века в Калуге, при размытии дождями склона Березуйского оврага, был обнаружен проход в систему подземелий, в которых пропало без вести более десятка самодеятельных исследователей (пока власти не распорядились засыпать вход) – настолько обширной и разветвленной оказалась система ходов. Говорят, где-то там под историческим центром города, в запутанных и темных проходах, до сих пор спрятаны несметные сокровища Лжедмитрия II.
Ничего удивительного, что искатели сокровищ уцепились уже только за одно малейшее упоминание о подземном ходе. Нам тоже стало невероятно интересно прикоснуться к древней тайне, и мы спросили о подземельях настоятеля Троицкого храма. Как и следовало ожидать, категоричного ответа мы не услышали. Ход никто и никогда не видел, но в Троицкое периодически приезжают люди, абсолютно уверенные в его существовании - их уверенностью и жаждой приключений недолго и заразиться! Так или иначе, но легенда о существовании тайного хода по Троицкой церковью жива по сей день и по-прежнему будоражит умы любителей загадок и тайн. Кто знает, может великое открытие впереди?
Координаты Троицкой церкви: 55°15'0"N 37°37'23"E