Рошальский химический комбинат им. А.А. Косякова

bronetractor.livejournal.com/2588.html

Фото: [bronetractor.livejournal.com/2588.html]

Город Рошаль находится на самом восточном краю Подмосковья. Чтобы добраться сюда из столицы, до которой порядка 145 километров, нужно сначала ехать 2,5 часа на электричке до Шатуры, а затем еще час на автобусе. Вокруг стеной стоят дремучие леса - знаменитая Мещера, воспетая К.Г. Паустовским. В самом же городе есть разные достопримечательности: уютный парк, необычные граффити и заброшенный химический комбинат - некогда один из крупнейших в СССР. Сейчас это популярное направление индустриального туризма.

Рошаль относительно молодой - статус города он получил в 1940 году. Более того, большая часть его истории напрямую связана с вышеупомянутым заводом, который дал начало рабочему поселку, а затем и городу. Однако первые поселенцы в этих местах появились все-таки еще до комбината. В церковных летописях второй половины XIX века, а также в Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года можно найти информацию о семье Пашковых - Павле Давыдовиче - отставном солдате, и Марфе Егоровне - супруге его. Жили они в лесу на сторожке, стоявшей неподалеку от слияния рек Вьюницы и Воймеги. В этих местах любили поохотиться братья Костеревы - крупные стекольные промышленники, поставщики Двора Его Императорского Величества, получившие известность, в том числе далеко за пределами Российской империи. Павел Давыдович Пашков служил у них «лесным сторожем», имел соответсвующий нагрудный знак и охранял угодья от посторонних.

Сам домик лесных сторожей Пашковых стоял на берегу Воймеги, неподалеку от места впадения в нее Вьюницы. В устье, как это часто бывает, река мелела, а также образовывала обширные аллювиальные отложения - проще говоря, мель. Летом здесь было настолько мелко, что реку без особых проблем можно было перейти вброд или даже переехать на телеге, чем местные жители регулярно и пользовались. Сложности возникали только во время половодья - тогда реку было не преодолеть, а также паводок мог наступить после сильных дождей. Многим крестьянам важна была эта лесная дорога, зависевшая от настроения реки, и однажды кто-то поставил у брода крест - то ли в знак благодарности, то ли для пущей надежности переправы. С тех пор стали именовать это место не иначе как Крестов брод.

Жизнь в этом лесном уголке всегда текла тихо и размеренно, пока в 1914 году землю неподалеку от брода не приобрело Петербургское Акционерное общество П.В. Барановского. Сам Петр Викторович Барановский был известным промышленником, инженером и разработчиком артиллерийского вооружения. Снискав всемирную известность, в 1877 году он основал в Санкт-Петербурге свой собственный завод, где работал над созданием пушки с оптическим прицелом - самого передового орудия того времени. Завод с тех пор неоднократно менял название и линейку выпускаемой продукции, но существует по сей день и теперь называется АО «Компрессор».

Неподалеку от Крестова брода общество решило строить пороховой завод, который спустя два года и появился - в 1916-м. Одновременно с заводом стали возводить и рабочий поселок - над его названием долго думать не пришлось. Теперь Крестовым бродом называлось не только место переправы, но и новый населенный пункт. Однако завод вскоре был выкуплен царской казной, а сам поселок на собрании рабочих в 1917 году переименован в Рошаль - в честь Семена Григорьевича Рошаля - революционера, погибшего вскоре после Октябрьской революции.

Химкомбинат тем временем стремительно разрастался, набирал обороты и производил самую разную химическую продукцию: порох, уксусную кислоту, сложные полиэфиры, поролон, хлопковую целлюлозу и многое другое. В 1941 году завод эвакуировали в Свердловск, но уже в 1942 он вернулся и начал выпуск боеприпасов с утроенной силой. В послевоенные годы Рошальский химкомбинат стал одним из крупнейших в своей области во всем СССР - по площади он был, как 400 футбольных полей, и имел более 25 цехов. Производству дали орден Трудового Красного Знамени и почетное имя Афанасия Косякова - председателя правления Военно-химического треста и первого советского директора завода.

В 90-е годы завод обанкротился, но формально «по бумагам» просуществовал до 2006 года. К тому моменту большую часть оборудования уже вывезли, а что не успели - растащили. На огромной производственной территории появилось несколько мелких фирм, некоторые из которых существуют до сих пор: Рошальский завод лаков и красок, Медхимпром, Нордикс и другие. Однако большая часть инфраструктуры огромного химкомбината пребывает в забвении и запустении. Ветхие здания начала прошлого века с покосившимися стенами и провалившимися крышами опасны для посещения, но все равно неизменно привлекают сталкеров и любителей неизведанного. Они бродят в поисках противогазов и прочих «артефактов», фотографируют оранжевые озера и голубые ручьи, сидят в тишине полуразрушенных корпусов и проникаются постапокалиптической атмосферой. Между тем бывший Рошальский химкомбинат - действительно одна из крупнейших и впечатляющих заброшек Московской области.


Координаты заброшенного химкомбината: 55°40'8"N 39°52'49"E