Склеп книготорговца в Солнечногорске
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
На погосте храма Николая Чудотворца в Солнечногорске сохранился склеп с могилой известного книгоиздателя XIX века Александра Ильича Глазунова. Он принадлежал к купеческой династии, которая с екатерининских времен и до революции 1917 года успешно издавала и торговала книгами. Глазуновы происходили из среды подмосковных купцов города Серпухова. Со временем они переехали в Москву, а затем и в Санкт-Петербург. Александр Ильич Глазунов вернул торговлю обратно в Москву, а в 1896 году скончался и был погребен в подмосковном имении вблизи станции Подсолнечная – нынешнем городе Солнечногорске.
Основатели книжной династии братья Матвей, Василий и Иван Глазуновы происходили из Серпухова. Их предки по исповедным ведомостям Распятского монастыря значились обывателями этого древнего города со времен царя Федора Алексеевича. В соседней с Распятским монастырем церкви Николы Белого в XVIII веке хранились «глазуновские» серебряные облачения, названные по фамилии жертвователей. Церковь Николы Белого и Распятский монастырь стоят в центре Серпухова и сегодня. Монастырь находится в полуразрушенном виде, а часть его территории застроена.
Первым стал продавать книги в Москве Матвей Петрович Глазунов в 1782 году. Это была «Механическая книга» Ц.Штурма и «Путь счастья человеческого» французского писателя Вольтера. Первую книгу он продавал за два рубля, а вторую – за 50 копеек. В конце XVIII века три брата Глазуновых переселились из Москвы в Петербург. Братья одними из первых открыли в Петербурге книжные лавки. В 1785 году Иван Петрович Глазунов завел собственный магазин. В то время по примеру царицы Екатерины II высшие классы общества стали заводить личные библиотеки с русскими книгами. Сначала Иван Петрович просто скупал собранные частные библиотеки, а потом продавал тома по отдельности. Через три года он стал сам издавать книги.
После смерти Ивана Петровича дело продолжил его сын Илья Иванович Глазунов. Он стал лучшим на то время издателем географических карт Европы, России и других частей света. Илья Иванович издал атлас Дюфура, восемь томов «Военной библиотеки», «Жизнь Наполеона» Вальтера Скотта. С 1840-х годов печатал и продавал учебные пособия.
В январе 1837 года Илья Иванович Глазунов выпустил третье и последнее прижизненное издание романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». С подсказки приказчика Глазунов задумал издать роман в оригинальном миниатюрном формате. Высота книги составляла одиннадцать сантиметров, а ширина семь сантиметров – примерно как смартфон. При этом книга имела триста десять страниц с самым мелким на тот момент типографским шрифтом. Хотя читать книгу было не совсем удобно, она привлекала необычным видом. Последнюю корректуру издания миниатюрного «Онегина» Пушкин провел сам. Глазунов думал распродать пять тысяч книг за год, но после случившейся вскоре дуэли и смерти А.С.Пушкина весь тираж разошелся за одну неделю. Даже сто лет назад это последнее прижизненное издание знаменитого романа в стихах считалось редкостью среди библиофилов. Сегодня экземпляр этой книги на антикварных аукционах может стоить от 400 тысяч рублей.
В 1849 году Илья Иванович Глазунов умер и оставил книгоиздательское дело трем сыновьям: Ивану, Константину и Александру Ильичу. Это было уже третье поколение книгоиздателей Глазуновых. В «Материалах истории русской книжной торговли» эти трое сыновей Ильи Ивановича названы достойными продолжателями: «потому, что русские фирмы редко нисходят от отца далее сына». В 1882 году фирме Глазуновых исполнилось сто лет. До такого возраста не доживала больше ни одна русская книжная торговля.
Александр Ильич Глазунов, прах которого покоится в склепе у Никольской церкви Солнечногорска, вступил в издательское дело в 1854 году. Он отделился от братьев и переехал из Петербурга в Москву. В старой столице Александр Ильич открыл свой книжный магазин на Кузнецком мосту в доме Торлецкого. Как издателя Александра Глазунова интересовали книги по естественным наукам английских и немецких ученых. В списке книг, изданных А.И. Глазуновым с 1857 по 1868 годы, встречаются такие: «Фотография и фотографическая химия» Монкговена, «Руководство к теоретическому и практическому пчеловодству» Краузе, «Руководство к зоологии Х.Г. Бронна», «Огородничество» Люкаса, «Естественная история насекомых» Керби и Спэнса, «О происхождении видов» Чарльза Дарвина, «Определения планетных орбит» Ганзена и другие. Тем не менее, издательство Александра Глазунова выпустило несколько сочинений знаменитых русских писателей. В 1859 году вышло «Дворянское гнездо» Тургенева, а годом раньше «Фрегат Паллада» и «Обыкновенная история» Ивана Гончарова. В 1860 году были напечатаны «Сочинения Лермонтова, приведенные в порядок и с дополнениями».
Династия Глазуновых долго оставалась в купеческом сословии. До 1832 года положение купцов в России было шатким. Если купец не выплачивал повинности своей гильдии, он становился простым мещанином. Это означало, что его сыновей ожидал набор в армию – рекрутчина, а в случае проступков – телесные наказания. По этой причине образованные и разбогатевшие купцы стремились поскорее выводить своих детей в более защищенное чиновничье или дворянское сословие. Купеческие династии существовали не долго. Чтобы остановить эту «миграцию» купцов, царь Николай I ввел дополнительное сословие потомственных почетных граждан. В него входили при определенных условиях купцы, чтобы получить привилегии подобные дворянским. Глазуновы сразу воспользовались этим правом и много лет принадлежали к числу почетных граждан. Только в 1882 году Александр Ильич Глазунов вместе с братом получили от императора потомственное дворянство в честь столетия фамильного дела.
В 1878 году Александр Ильич продал свой магазин на Кузнецком мосту Н.И. Мамонтову и прекратил издательскую деятельность. Книжное дело продолжили его братья и племянники. В августе 1896 года Александр Ильич Глазунов скончался вблизи станции Подсолнечная Николаевской железной дороги. В двенадцатом томе «Российского архива» поместили краткий некролог Глазунову, из которого мы узнаем, чем бывший издатель занимался последние восемнадцать лет жизни. Глазунов общался с литераторами и переводил книги с иностранных языков. Он перевел «Шиллера и его время» и «Человеческую трагикомедию» Иоганна Шерра, а также «Путевые очерки» Вашингтона Ирвинга.