Церковь в Коломне с «драконом» на стене

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Район Городище в Коломне окутан множеством легенд и сказаний, связанных с разными эпохами и историческими фигурами. Когда-то, еще до основания города, здесь находилось древнее человеческое поселение. В годы Смуты здесь же раскинулся лагерь знаменитой авантюристки Марины Мнишек и атамана Ивана Заруцкого. Однако, пожалуй, самый загадочный объект, который можно увидеть в Городище – это так называемая «Батыева печать». Происхождение небольшого рельефного изображения мифологического животного на стене древнего Предтеченского храма до сих пор остается предметом споров и догадок.

Старинное село Городище, которое давно вошло в черту города Коломны, расположено к северо-западу от центра на левом берегу реки Коломенки. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи является главным украшением этого места. Этот храм на протяжении многих лет привлекал внимание археологов, видевших в нем одну из древнейших каменных построек Подмосковья. Датировки появления церкви различны: одни относят ее к началу XV века, другие к середине или даже к началу XIV века. В любом случае речь идет об одном из самых старых храмов Московской области, стоящем в одном ряду по древности с Никольской церковью села Каменское Наро-Фоминского района и знаменитым собором Успения на Городке в Звенигороде.

Однако церковь интересна не только своей стариной, но и любопытным фрагментом стены, который находится на северном фасаде, выходящем на дорогу. На квадрате размером в 32 на 44 сантиметра вытесано рельефное изображение сказочного животного, отдаленно напоминающего дракона. Это мифологическое существо вызывает ассоциации со знаменитыми рельефами белокаменных церквей Владимира и Юрьева-Польского. Правда, в отличие от них, других резных животных на стенах храма вы не найдете.


Странное одиночное изображение на древнем храме села Городище впервые отметил писатель Николай Иванчин-Писарев в 1844 году. В сочинении «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» он так описал свою находку: «Замечательно высеченное на наружной стене, при входной северной двери изображение дракона… между тем, мы видим драконов на печатях ханских, привешенных к нашим государственным актам, и на наших монетах… Не следы ли это нашествий Батыя, Дюденя или Тохтамыша, оставленные в память их владычества на стене храма каменного, одного, может быть, уцелевшего от огня и стенобитных орудий варваров?» Иваничин-Писарев впервые обозначил связь рельефа стены Предтеченской церкви с монголо-татарами. Возможно, на это мнение его натолкнули какие-то устные легенды, которые он мог услышать от тогдашних старожилов села.

Очень скупые и фрагментарные сведения о возможной связи Предтеченской церкви с Батыем, которые сохранились в летописях и устных преданиях, постепенно оформились в народе в довольно занимательные повествования. Наиболее интересное из них относит появление дракона на церкви ко времени Коломенской битвы с монголо-татарами. Эта битва произошла в 1238 году, вскоре после разорения Батыем Рязани. В роковом для себя сражении принимал участие и играл одну из ключевых ролей коломенский князь Роман Ингваревич, который успел отвести на север от разоренной Рязани часть своих воинов. Отпор, оказанный в Коломне монголо-татарам, был столь силен, что, по свидетельству летописца, в битве погиб один из сыновей самого Чингисхана – Кулькан.

Силы сторон были не равны, и победа досталась захватчикам, а отважный Роман Ингваревич, которому было, по-видимому, лишь чуть больше двадцати лет, погиб. Тело этого князя, столь храбро сражавшегося с кочевниками, принесли Батыю. Хан оценил отвагу поверженного врага и повелел захоронить Романа с почетом и по русскому обычаю в подклете церкви. Гроб князя Батый приказал поставить именно в Предтеченском храме на Городище. Кроме того, хан повелел высечь на специальном камне дракона, который бы служил знаком для подчиненных ему воинов-кочевников, чтобы те не смели осквернять указанной церкви и могилы. Мотив восхищения Батыя храбрым и сильным врагом прослеживается и в древнем литературном памятнике – «Повести о разорении Рязани Батыем». Схожее великодушие хан проявляет к останкам поверженного русского воина Евпатия Коловрата и даже жалеет, что богатырь находился не на его стороне.


Интересно, что в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью долгое время хранилась еще одна печать Батыя. После разорения Рязани, еще на пути в Коломну, Батый планировал разграбить богатый, как ему говорили, Иоанно-Богословский монастырь. Однако во сне полководцу явился небесный покровитель обители апостол Иоанн, и Батый, ужаснувшись этого видения, отказался от своей преступной затеи. Он все же посетил монастырь, но вместо грабежа, наоборот, оставил в нем золотую ханскую печать, которая должна была уберечь обитель от каких-либо посягательств. Действительно, вплоть до пятнадцатого века, находящийся в неспокойной местности монастырь оставался неприкосновенным, несмотря на то, что мимо него в сторону Москвы часто шли орды ногайских и крымских татар. К сожалению, в семнадцатом веке печать Батыя Иоанно-Богословского монастыря решили использовать для золочения водосвятной чаши, и поэтому этот уникальный исторический объект не сохранилась до наших дней.

Сведения о ханской печати в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью являются аргументом в пользу правдивости легенды о «батыевском» происхождении камня на стене Предтеченской церкви в Коломне. Не исключено, что «печать Батыя» могла обозначать вовсе не место погребения храброго князя Романа, а просто уплату церковью определенного налога, гарантировавшего ей сохранность со стороны захватчиков. Но есть весомые аргументы и против «батыевской» версии. Самые ранние оценки возраста здания относят постройку церкви Зачатия Иоанна Предтечи к началу XIV века. Это означает, что между событиями нашествия Батыя и возведением сохранившегося здания храма лежит как минимум шестьдесят-семьдесят лет. Если же церковь, что вероятнее, была построена во второй половине XIV века, разрыв становится еще больше. Тем не менее, даже если стены церкви перестраивались, камень с печатью Батыя мог быть вынут из более старой церкви и вставлен в стену обновленной постройки и таким образом сохраниться до наших дней. Оригинальный рельеф с «драконом», который многие века находился в стене церкви, сегодня хранится в краеведческом музее Коломны, а на фасаде храма установлена его точная копия.


Отдельной проблемой до сих пор остается опознание животного, изображенного на древнем камне. Писатель Иваничин-Писарев еще в 1844 году сделал набросок увиденного им существа и опубликовал в своем сочинении в качестве иллюстрации. Складывается впечатление, что ему очень нравилась версия дракона, поэтому он будто намеренно «приукрасил» животное, чтобы оно больше походило на рептилию. Оригинальный рельеф похож на дракона куда меньше. В двадцатом веке церковь изучали многие авторитетные ученые, и трое из них увидели в рельефе совершенно разных животных. По версии археолога А.И.Некрасова на камне был высечен не дракон, а барс, служивший одно время геральдическим символом владимирского княжества. Эту версию подтверждают якобы сходные по композиции рельефы, найденные у храма Покрова на Нерли, что в свою очередь говорит о связях Коломны и владимирского князя. Другой исследователь церкви Н. Н. Воронин был убежден, что на камне высечен не барс, а единорог. «Об этом говорит и острый отросток на носу и хорошо переданные копыта. Во владимирской пластике мы единорога не встречаем» – писал Н. Воронин. Наконец, историк Сергей Вольфгангович Заграевский не увидел в барельефе ни дракона, ни барса, ни единорога. По его мнению, на камне высечено некое чудовище, которое он условно назвал «василиском»: «Рог на голове существа на самом деле является верхней частью раскрытого клюва…на лапах не копыта, а когти. На задних ногах хорошо видны даже «пятые пальцы», характерные для хищников». Таким образом, до сих пор остается загадкой, какое животное изображено на камне, который, возможно, являлся печатью самого хана Батыя.

Поделиться