Урочище Белые Боги
Фото: [https://photosight.ru/users/282150/]
Как вы уже неоднократно могли заметить, читая нашу колонку, Подмосковье очень богато на всякого рода тайны и загадки, легенды и предания. Есть тут и свой Бермудский треугольник, и осколки волшебного Алатырь-камня, и русалки озерах, и леший на горке в лесу, и даже любимые места посадки инопланетных кораблей, а также много всего другого, о чем мы уже писали и еще напишем. Но в списке пока не хватает местного Стоунхенджа - как это, в Англии есть, а в Подмосковье нет?! Однако на подмосковных просторах нашлась и такая легенда, которая поведала нам о существовании похожего на Стоунхендж мегалитического сооружения.
Ни для кого не секрет, что христианство пришло на Русь не в одночасье, а постепенно на протяжении нескольких веков замещало собой языческие верования славян, отголоски которых имеют место и в современном мире. Таким образом на месте старых капищ, где раньше стояли идолы и приносились различные жертвы, появились храмы и часовни, а про идолов со временем почти все забыли. Но из чертогов народной памяти редко что уходит совсем безвозвратно, так что во многих местах по всей России старожилы до сих пор знают, где в лесу за какой канавой «раньше лежал странный валун, пока его Петька не унес себе на фундамент для бани».
Вероятно, лет двести назад народная память была еще ярче, богаче и разнообразнее. Еще были живы верования в домового, пастухи и охотники не забывали задобрить лешего, а незамужние девушки никогда не сидели на подоконнике. Каждый день и событие в жизни, даже самое, на первый взгляд, незначительное, имело свой смысл и традиционную основу. И все эти многочисленные древние поверия неплохо уживались вместе с вполне искренней христианской верой, чуть ли не дополняя друг друга.
В начале XIX века в Российской империи побывал польский этнограф, фольклорист и славяновед - Зориан Доленга-Ходаковский. В России он много ездил, бывал в городах, деревнях и селах, общался с крестьянами, собирал древние сказы и легенды, но больше всего интересовался культурой, бытом и народным творчеством славян в дохристианский период. В 1818 году в свет вышла его знаменитая книга «О славянщине до христианства», а позднее еще несколько интересных трудов. Работы Ходаковского считаются самым полным собранием славянского фольклора того времени.
Побывал Ходаковский, разумеется, и в Подмосковье, проехался по городам и весям, сделал интересные записи об увиденном и услышанном. Благодаря этим запискам до наших дней дошло множество древних легенд - настоящий клад для любителей неизведанного. Так, например, побывав в селе Радонеж, что неподалеку от Сергиева-Посада, исследователь сделал следующую запись:
«В Дмитровском Уезде, бывши в селе Городок, которое прежде называлось Радонежью, узнал я весьма редкое название. Доброхотный тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному своему городку и рассказали все урочища вокруг себя. Не доставало только одного, которое имело бы в начале, или в конце слог «бог», «буг». Долго собеседники мои не могли вспомнить. Напоследок один из них сказал: «есть название, похожее на бога; но это не в нашем владении, а может, и не пригодится вам; оно смежно с нами и не дальше одной версты от этого городка». Молодая женщина, которая за отсутствием мужиков привезла меня с большой дороги в соседний городок, знала также про «Белые боги», и завезла меня к ним. Осмотрел я сие место; оно в прекрасном положении, близ раздолья или лощины, которое отделено от урочища называемого Могильцы».
Судя по записи Ходаковского, вокруг Радонежа располагалось сразу несколько древних языческих святилищ, которые ему показали местные жители. Одно из них называлось Белые Боги и, вероятно, было посвящено Белобогу (он же Белун) - своего рода «Зевсу» славянской мифологии, объединению всех добрых существ и высшему богу добра. Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, Белбог чаще всего представлялся нашим предкам, как высокий старец в белых одеждах, с длинной седой бородой и посохом в руке. К слову, в Радонеже с 1988 года стоит памятник Сергию Радонежскому, который очень напоминает вышеописанный образ.
Второе урочище, упомянутое Ходаковским, называлось Могильцы. Оно, вероятно, было посвящено главному антагонисту Белбога - Чернобогу. Этот персонаж славянской мифологии был главным злодеем - по сути дьяволом, но если христианство учит держаться подальше от каких-либо взаимоотношений с темными силами, то древние славяне предпочитали их иногда задабривать - на всякий случай. Вероятно, подобные обряды происходили как раз в вышеупомянутом урочище.
Но давайте вернемся к добру и урочищу Белые Боги. Наряду с Ходаковским, его также упоминает и знаменитый географ Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. Все эти интересные записи не могли остаться незамеченными современными исследователями, и в конце XXвека начался активный поиск урочища. Согласно архивам и рассказам местных жителей, Белые Боги представляли собой каменную полусферу, диаметром примерно шесть метров, а высотой три. Вокруг стояли высеченные из известняка каменные столбы, а неподалеку, в небольшом овражке, бежал ручей. Общая планировка всего комплекса напоминала известный на весь мир Стоунхендж. Энтузиасты прочесали все окрестные леса близ Радонежа, но полусферу так и не нашли - видимо, в какой-то момент ее все—таки разобрали.
Внимание привлекла и расположенная неподалеку деревня Рязанцы, о которой мы уже однажды писали. В окрестности Радонежа тогда стали стекаться толпы самых разных исследователей, от серьезных представителей объединения «Космопоиск», до просто тонких натур, чувствующих под каждым кустом повышенное магнитное поле и прочие аномалии. Многое тогда было задокументировано, но появилось и огромное количество всякого рода баек, сбивающих со следа серьезных исследователей. В итоге урочище Белые Боги так и не было найдено. Очевидно, что саму полусферу разобрали, как, вероятно, и вывезли из леса столбы. Однако есть и те, кто уверен, что не все так просто, и урочище еще явит свою силу.