Веледниковский камень
Фото: [dostoyanieplaneti.ru]
Как известно, наши предки почитали всевозможных духов, древних языческих богов и силы природы, всячески выстраивали с ними отношения и устраивали святилища в необычных природных местах, вроде укромных лесных полян, огромных деревьев или больших валунов, которые встречаются в Подмосковье довольно редко. Наряду со Змеиным и Киндяковским камнями, о которых мы уже писали, достаточно известен еще один валун, получивший название Веледниковский или Велесов камень. О нем и пойдет наш сегодняшний рассказ.
Деревня Веледниково расположена всего в восемнадцати километрах от МКАД в Истринском районе. Вокруг плотная застройка, множество дорог и несколько военных частей, однако небольшой лес к востоку от деревни еще остался, куда и ходили гулять местные жители, пока вокруг леса не появился забор с табличкой «частная территория». В том лесу расположена главная местная достопримечательность - Веледниковский валун, он же Велесов камень. Это достаточно большой валун размером три на полтора метра, но это лишь его видимая часть, как у айсберга, а сколько еще находится под землей - никто точно не знает. Обнаружили Веледниковский камень давно - жители деревни даже и не помнят, когда именно. «Он там всегда был, с детства его помню» - ответили нам. Множество поколений мальчишек и девчонок бегали туда летними вечерами, рисовали на камне мелом, а кто-то даже загадывал желания, как и наши пращуры много столетий назад. Однако всерьез «взялись» за валун лишь в начале двухтысячных, когда его описал в своей статье краевед И.Д. Маланин. Статью до сих пор можно найти в интернете и она представляет собой достаточно подробное исследование Синих камней, расположенных на территории Подмосковья.
Но что это вообще за камни такие? Наверное, все слышали про Синь-камень на Плещеевом озере в Ярославской области, а кто-то даже и видел. В последнее время он стал настолько популярен, что недавно его обнесли забором и стали брать деньги за осмотр. Однако мало кто знает, что в Подмосковье и своих Синих камней хватает - о них и пишет исследователь И.Д. Маланин.
Называются они так из-за своего характерного синеватого оттенка, который проявляется после дождя при попадании солнечных лучей. Чтобы увидеть оттенок в сухой летний день - достаточно облить камень водой. Своим цветом он обязан горной породе из которой состоит - это кварцевый биотитовый сланец. Происхождение у таких валунов ледниковое, то есть появились они в подмосковных лесах благодаря движению ледника, растаявшему около десяти тысяч лет назад.
Позднее столь интересные валуны для своих культовых нужд облюбовали древние финно-угорские племена, одними из которых были меряне - именно с ними чаще всего связывают подмосковные Синие камни. На некоторых даже находили рукотворные петроглифы - изображение каких-то чешуек, полос, фигур - об их истинном значении до сих пор ведутся споры. На камне близ деревни Веледниково петроглифов замечено не было, но зато есть характерная чаша, напоминающая по форме человеческий след. Исследователи неоднократно находили такие углубления на камнях, а поэтому даже вывели отдельный подвид: камни-следовики. Считается, что изначально чаша имело природное происхождение, но затем была расширена и доведена до «нужной» формы.
На этом этапе мнения исследователей снова разделяются. Кто-то считает, что камень с чашей был местом поклонения Укко - верховному божеству карело-финской мифологии. Другие полагают, что у камня приносили дары Велесу - одной из центральных фигур древнеславянского языческого пантеона. Однако фигура эта столь неоднозначна, что до сих пор никто точно не знает - то ли у наших предков это был злой дух, которого приходилось задабривать, то ли он все же приносил пользу, а дары приносились в знак благодарности.
Третьи же нашли вполне конкретное объяснение камню с чашей у народа манси, до сих пор живущего в отдаленных уголках Ханты-Мансийского автономного округа и республики Коми. Манси тоже относятся к финно-угорской языковой группе, как и те древние племена, что населяли территорию современного Подмосковья много веков назад. В мансийском эпосе о Стране Мертвых есть упоминание о том, что путь в нее ведет через отверстие в скале с водой, и именно здесь, на границе двух миров, обретают новую жизнь души умерших. Такие места всегда очень почитались у манси, а также, например, у племени мерян, проживающих на севере современной Московской области столетия назад. Эта версия нашла наибольший отклик в исследовательских кругах и стала почти официальной. И действительно - большой камень есть, выемка в нем тоже, а после дождя она всегда заполнена водой, которая долго не пересыхает.
Но с чего исследователи вообще решили, что валун в лесу имел какое-то культовое значение? Может быть никто и вовсе к нему не приходил и ничего не приносил? Но есть ответ и на этот вопрос. Всего в нескольких километрах от камня находится признанный археологический памятник - городище Дятлова Поляна V века до н.э. Его относят к Дьяковской культуре, а исследователи Синих камней уверены, что жители древнего городища и были постоянными посетителями «волшебного» камня. Приносили ему бескровные дары ради своих умерших предков и нового урожая.
Координаты Веледниковского камня: 55°47'58"N 37°8'27"E