Военно-технический музей в Черноголовке
Фото: [Юрий Тулегенов]
Весна, солнце, а впереди несколько деньков майских праздников! Это время, которое все проводят с семьей или просто близкими людьми. А завершится все в День Победы. Пожалуй, не найти места лучше для поездки, чем в военно-технический музей в Черноголовке.
Музей совсем молодой, но уже за несколько лет своего существования он стал относительно популярным местом. Учреждение государственное, но создавалось, исключительно усилиями энтузиастов и увлеченных людей. Коллекция объединяет образцы техники СССР, Германии, Англии, США, Японии, Франции более чем за 100 лет. Тут вы встретите не только военную технику, но и гражданские, спортивные автомобили, образцы научно-исследовательских машин.
Находится музей совсем недалеко от города, и найти его будет легко. К железным воротам бывшего пионерского лагеря, на территории которого находится музей, тянутся вереницы машин и автобусов с детьми. Но место для парковки хватит всем, так что можно не переживать. Билет в музей для взрослого обойдется в 200 рублей, а для детей – в 100. Также вы можете взять экскурсию за 1000 рублей, причем цена не меняется от количества людей. Я бы посоветовал обязательно взять экскурсию. Самому понять, насколько уникальный экспонат перед вами находится – вряд ли получится.
Сразу после входа на территорию музея нас встречает очень странный объект. Большое непонятное техническое сооружение, больше всего похожее на летающую тарелку. Смущает только огромная надпись «Россия». Вряд ли на инопланетном госте можно встретить подобную гравировку! Но что же это такое, и зачем оно тут? В этом вопросе нам помогла разобраться сотрудница музея Марина Ушакова:
- Это без аэродромный амфибийный летательный аппарат ЭКИП. Расшифровывается название как «Экология и прогресс», разработка Льва Николаевича Щукина еще 1980-го года. Все эти работы были начаты еще в конце ХХ века, но, к сожалению, с развалом Советского Союза были прекращены. Аппарат действительно очень футуристичен, на нем нет даже привычного для нас шасси. Планировалось что приземляться он будет на воздушную подушку. Сама форма конструкции продиктована энергоемкостью. Получается, потоки распределяются с наименьшим сопротивлением, что позволяет экономить топливо.
Кстати говоря, не зря же этот летательный аппарат называется так необычно. Самое главное скрыто под оболочкой фюзеляжа – двигатель. Он на 70 процентов работает на воде! Вы только представьте: огромный летательный аппарат, вполне сопоставимый по вместимости с самолетом, двигается практически на воде, а садится хоть в чистом поле. Вот и правда – экология и прогресс. В музее представлены три модели ЭКИПа: один большой - на улице и два - в павильоне. Те, что в закрытом помещении, конечно, меньше по размерам, но не менее удивительны. Малыши и правда летают! Сотрудники музея с восторгом рассказывают, что собственноручно их запускали.
Мне всегда жаль, когда подобные разработки так и не выходят в серию. А ведь по замыслам и расчетам главного конструктора в 2015 году такие пассажирские ЭКИПы должны были получить широкое распространение в нашей стране и постепенно заменить самолеты. Но эти экспонаты переданы музею во временное пользование, и если в городе Королев возобновятся работы над проектом, то аппараты вернут в лаборатории.
Также в музее можно увидеть массу ретро-автомобилей. Есть тут экспонаты эксклюзивные, существовавшие всегда в единственном экземпляре, а есть представители серий, из которых до наших дней осталась лишь пара представителей. Самое главное – 95 процентов техники из этого музея на ходу! Под каждой из машин есть небольшой поддон, в который стекает машинное масло из двигателей этих долгожителей. Многие автомобили и техника принимают участие в парадах, автопробегах и даже гонках. Да, годы - не помеха показать себя во всей красе.
Например, в ангаре с пожарной техникой, на фоне ярко-красных автомобилей выделяется желтый красавец необычной конструкции. По правому крылу этого авто извивается змея, а над капотом возвышается огромный прожектор. Что же это за красавец такой, и почему он в этом ангаре? American LaFrance Speedster - яркая желтая машина является уникальным экспонатом выпуска 1911 года. Это гоночный автомобиль сделанный на базе пожарного грузовичка! При этом шасси и передняя часть кузова передались без изменений от старшего брата, работавшего на пожарах тех лет. В прошлом году в Подмосковье проходили гонки среди автомобилей выпуска до 1915 года, и этот малыш был выставлен на соревнования, но так и не получил приз. Нет, не потому что он не справился с задачей, а скорее наоборот. Машину сняли с соревнований, так как она набирает скорость 100 километров в час за семь секунд! Только вдумайтесь. Это сопоставимо с мощностью современных спорткаров. Конечно он был вне конкуренции.
В этом ангаре есть и единственная не блестящая пожарная машина. Это тоже экспонат музея, она не молода, но и по сей день несет службу. Когда где-то по близости горит лес в жаркий летний период - она выезжает на тушение и прибывает первой.
В экспозиции представлен автомобиль Ford начала века, у него еще нет привычных нам зеркал заднего вида и отсутствует бензонасос. Как рассказала нам сотрудник музея, это приводило к курьезным ситуациям:
- Бензобак находился в этих автомобилях под пассажирскими сидениями чуть выше двигателя, и бензин поступал под естественным давлением. Поэтому, когда водитель подъезжал к горке или возвышенности, ему приходилось разворачиваться и подниматься задним ходом, иначе двигатель глох.
Моей первой мыслью когда я взглянул на это авто было: «Как водитель мог тут поместиться?». Дело в том, что проем между сидением и рулевым колесом очень узкий, а ведь это была заводская установка и, как на современных машинах, под себя не подстроишь. Видимо, крупным буржуа приходилось нанимать водителей не всегда по своей воле.
Также здесь вы увидите массу знакомых вам по фильмам автомобилей, военную технику, а также неизвестные вам ранее гражданские машины и спецтехнику, проходившие испытания в тайге. Да, последние машины впечатляют всех автовладельцев. Невероятные размеры, мощеные двигатели и прекрасное состояние! Тут всегда будет интересно. Ведь каждого привлекает свое. Кого-то - будущие прогрессивные летательные аппараты, кого-то - ретро-автомобили, некоторые не могут оторвать глаз от военной техники. Для детей проводятся игры - курс молодого бойца. Есть все: бег, веревочные препятствия, ползание по трубе и даже метание гранаты! Но если вы хотите отправить сюда своего малыша, советую записаться заранее, так как желающих много. Мне очень понравилось катание на бронетранспортере. Это дает представление о нелегкой полевой службе и дарит массу эмоций.
Вы сможете перекусить на территории. Для этого тут предусмотрены два «заведения». Если вы после прогулки среди экспонатов погрузились в мир военной техники, то вам в палатку с полевой кухней. Вас накормят гречневой кашей с мясом, дадут хлеб и напоят сладким чаем. Лично мне обед понравился, но порция для взрослого мужчины маловата. Такое удовольствие обойдется в 150 рублей. Если же вы пресытились исключительно романтикой ретро авто, то вам в ресторан для полноценного обеда с шампанским. Все имеется на территории музея.
Прям около музея есть база отдыха. Сюда смело можно приезжать с ночевкой, а она вам может понадобиться. Я никак не ожидал, что меня настолько затянет этот музей. Проходив тут четыре часа, я с удивлением взглянул на часы в полной уверенности, что прошло не более полутора. Это уникальное место, собравшее в себе все прелести Военно-технического музея в Кубинке и музея ретро-автомобилей в Москве. Тут каждый найдет интересный экспонат для себя.
В завершение хочется отметить любовь сотрудников музея к своему делу. У всех горят глаза, люди очень увлечены, рассказывая о той или иной машине. В такое место хочется возвращаться. И, покидая военно-технический музей, не забудьте приобрести сувенир на память. Я не удержался и теперь на моем холодильнике красуется магнитик с изображением ГАЗ-А.
Как добраться:
На машине: Из Москвы по Щелковскому шоссе доезжаем до Малого Московского кольца - «бетонка» А-107. Далее поворот налево в направлении Ярославского шоссе. Через три километра сворачиваем правее по указателю на «Макарово», в направлении село Ивановское. Проезжаем через село Макарово, минуем лес и въезжаем в село Ивановское. С главной дороги съезжаем по указателю прямо до музея.
На транспорте: Метро Щелковская. От главного входа автовокзала: автобус № 320 «Москва-Черноголовка», № 360 «Москва-Дуброво», маршрутное такси «Москва-Черноголовка» - до Черноголовки, остановка - автовокзал. Там следует пересесть на автобус № 73 «Черноголовка-Ивановское» и ехать до с. Ивановское, остановка «Больница», далее 400 метров пешком. Расписание движения автобуса № 73, отправление из Черноголовки - 10.00; 12.00; 13.50; 14.30; 16.00. Отправление из с. Ивановское 12.30; 14.10; 15.00