Волшебный камень наших предков
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье сегодня]
В сказках и легендах народов мира встречаются самые разные волшебные предметы - это и скатерть-самобранка, и лампа, в которой живет дух-исполнитель желаний, и лук, выпускающий стрелу точно в цель, и меч, который сможет вытащить из камня только достойный, и клубок ниток, показывающий путнику дорогу - список очень большой. Но если одни предметы так и остаются красивым плодом народного воображения, то за некоторыми стоят вполне реальные факты. В волшебную новогоднюю пору я решил пройти «по следам» одной из таких легендарных вещиц, некогда очень известной в Подмосковье.
Есть одна древнерусская легенда о священном «Алатырь-камне» - центре мироздания, расположенном посреди моря-океана на острове Буяне. Из-под камня бегут целебные реки, а в самом камне сокрыта могучая сила. Наши предки часто почитали камни, особенно большие валуны. Многие камни считались священными - к ним приходили с самыми разными просьбами: об избавлении от недуга, об удачной охоте, о хорошем урожае. Согласно легенде, Алатырь был самым большим и самым главным из священных камней - как говорили, “всем камням отец”. Он содержал в себе великую мудрость и знания, обладал животворящей силой. Алатырь упоминается во многих преданиях, былинах, народных сказках и летописях. Он часто встречается в славянских мифах о сотворении мира и играет не последнюю роль в рождении Богов (верховный бог Сварог бьет по Алатырю молотом, а из искр рождаются боги). В былинах про древних богатырей с этого камня часто начинаются все подвиги героев. Илья Муромец приходит к Алатырь-камню, который лежит на распутье, и видит на нем такие строки:
«Налево поедешь — богатым будешь,
Прямо поедешь — женатым будешь,
Направо поедешь — убитым будешь»
О появлении волшебного Алатырь-камня существует несколько легенд. Согласно одной из них, в самом начале времен он упал с неба, а на нем были высечены законы для всех живущих на земле. Так Алатырь связал миры - небесный и явленный. Посредником между мирами также была книга Вед, тоже упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. По другой легенде, камень с той же целью был поднят с морского дна самим Сварогом.
В 17 веке немецкий путешественник Адам Олеарий в своей книге «Описание путешествия в Московию» пишет такие строки: «в далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде в основе границ Московии лежат эти 9 осколков камня Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов». Тем самым, мы имеем некое развитие легенды. Возможно, это просто сказка, которую рассказали путешественнику москвичи того времени, но, как говорится - в каждой сказке есть доля сказки... Во всяком случае, современные исследователи установили, что за города могли быть в числе этих девяти, и даже определили точное местонахождение осколков Алатырь-камня. Это Коломна, Серпухов, Верея, Можайск, Звенигород, Волоколамск, Дмитров, Сергиев Посад и Руза. В Коломне, например, осколок Алатырь-камня находится под Пятницкой башней кремля, а в Звенигороде - в Саввино-Сторожевском монастыре под башней с вестовым колоколом, от которого город и получил свое название. Согласно легенде, осколки являются мощнейшим оберегом, и пока они остаются на месте - города будут жить и процветать.
Но есть мнение, что осколки Алатырь-камня не были спрятаны или замурованы в стены, а наоборот - были положены на открытое и доступное всем место, чтобы каждый мог прийти и прикоснуться к волшебному валуну, попросить его о самом сокровенном. Один такой осколок лежит в Ярославской области у Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера, и получил в народе имя «синь-камень» - из-за своего синеватого оттенка, который становится заметен после дождя. Другой осколок находится в Дмитровском районе Московской области, в лесу неподалеку от деревни Киндяково. Каждый из этих двух камней имеет богатую историю, изобилующую разными необычными событиями, многие из которых не имеют логического объяснения.
К камню близ деревни Киндяково я и направился. Расположен он на порядочном расстоянии от домов, в лесу на берегу ручья, у места его впадения в речку Кимерша. К камню ведет едва заметная тропинка, а какие-либо указатели вовсе отсутствуют, так что найти это место достаточно непросто. Самый верный способ - заранее посмотреть карту и записать точные координаты, в противном случае, придется просить местных жителей показать дорогу.
Киндяковский камень представляет собой достаточно большой валун, примерно 1,5 метра длиной. Лежит он на болоте, и поэтому часть тропы к нему проложена бревнами. Если ступить с этих бревен в сторону, то можно провалиться в трясину по щиколотку или даже больше, но сам камень, как ни в чем не бывало, лежит на поверхности, и тонуть не собирается.
Сейчас это место почти забыто, и знают о нем лишь немногочисленные местные жители и любители фольклора. Но так было не всегда. На протяжении веков к камню приходили «паломники» даже из далеких краев, ведь слава о его исцеляющей силе широко распространилась. Человек набирал воду в лесном ручье неподалеку, поливал ей волшебный камень, а затем умывался сбегающими с него ручейками. Вода от соприкосновения с камнем становилась целебной, и поэтому многие уносили ее с собой. После совершения обряда поверхность валуна нужно было вытереть тряпичным лоскутом, и завязать его на дереве неподалеку. Как только лоскут высохнет - так недуг и пройдет. На деревьях вокруг камня и сейчас завязано множество ленточек.
Местные жители скорее верят в волшебную силу Киндяковского камня, нежели нет. Многие из них на себе испытали «действие» камня, и уверены, что выздороветь помог именно он. Все так же знают историю об одном местном крестьянине, решившем построить себе новый дом. Не долго думая, он принес из леса большой валун, и чуть было не положил его в фундамент, но на следующее утро тот исчез со двора. Незадачливый строитель, обыскав всю деревню, в итоге нашел пропажу на прежнем месте - в лесу на берегу ручья. Больше он его не трогал. Волшебным предметам свойственно иметь характер.
Василий Никитич Татищев - знаменитый русский историк, живший на рубеже 17-18 веков, тоже упоминает в своих трудах чудо-камень «в Дмитровской земле». В частности, он рассказывает еще об одной версии появления камня: «Однажды в день летнего солнцестояния по реке Кимерше приплыл к людям камень. Он приплыл против течения и сам выбрал место где ему лежать. Камень стал почитаться у народа как священный. Вокруг него стали устраиваться ритуалы. Со временем он прославился как исцеляющий и дарующий силы». Отсюда взялось еще одно название камня - Кимершинский (от названия реки), а само место, где он лежит, часто называют Кимершинским святилищем. К слову, местные жители придерживаются именно этой легенды.
У камня близ деревни Киндяково есть и третье название - Шутов камень, но оно ошибочно. Стоит заметить, что под словом «шут» может подразумеваться не только кривляющийся придворный придурок, но также бес или черт - отсюда и народные поговорки «шут с ним», «шут его знает». В данном случае слово «шут» употребляется как раз в таком «бесовском» значении, но адресовано оно изначально не камню, а лесу, в котором тот лежит. Лес этот издавна имеет дурную славу, за что и получил в народе прозвище «Шутов лес». Ходить в него боялись даже старожилы, ведь почти каждый, кто туда заходил, подолгу плутал и не мог найти дорогу. Татищев описывает, как в 12 веке, во время княжеских междоусобных войн, здесь заблудилось два войска, а пока они искали выход из леса, князья передумали воевать.
Вот такие необычные места встречаются у нас в Подмосковье. Кто-то скажет, что все это выдумки и чудес не бывает, но многочисленные предания и сказы говорят об обратном. Камень и местность вокруг него на протяжении веков были овеяны великим множеством легенд - вряд ли все это только лишь плоды народного воображения.
Координаты камня: 56°19'3"N 37°11'22"E