Высоковская прядильно-ткацкая фабрика
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]
Небольшой подмосковный городок Высоковск изобилует заброшенными объектами, при виде которых каждый любитель индустриального туризма получит немало эстетического удовольствия. Но прежде чем лезть в разрушенный корпус больницы, брошенную казарму или опустевшее училище, стоит побывать у стен знаменитой ткацко-прядильной фабрики - хотя бы посмотреть на нее из-за забора. Ведь это крупное градообразующее предприятие имеет долгую историю, начавшуюся еще в первой половине XIX века, а закончившуюся всего несколько лет назад.
Высоковская мануфактура была основана в 1864 году и со временем стала крупнейшим производством всего Клинского уезда - на ней работали более пяти тысяч человек. Для сравнения, на Трехгорной мануфактуре - старейшем и крупнейшем в Российской империи текстильном предприятии - рабочих в то время было всего на две тысячи больше. Высоковская фабрика производила различные виды ткани и бумагу, а вокруг нее довольно быстро образовался поселок Высоковск, в 1940 году ставший городом. Но начиналось все с обычного ткацкого станка в крестьянской избе, который собственноручно сделал Григорий Лаврентьевич Кашаев - крестьянин из села Некрасино.
Ткацкие станки в то время были у многих, ведь без них трудно было одеть всю семью. Вот женщины и просиживали за ними долгие зимние вечера, когда все полевые работы подходили к концу. Мужской же обязанность было такой станок «наладить» - в этом Г.Л. Кашаев очень преуспел, прослыв хорошим мастером. В какой-то момент, примерно в 1844 году, у него дома оказались целых два больших станка, а заказы стали поступать из соседних деревень. Возможно, как раз в то время ему пришла идея объединить ткачей из всей округи. Оказавшись хорошим организатором, он чуть ли не ежедневно объезжал всех мастеров, поставлял им расходные материалы, нитки, заказы, забирал готовое полотно. Прошло пять лет, прежде чем предприниматель построил небольшую контору, через которую теперь происходил оборот готовой продукции.
Дело медленно, но шло в гору. Еще через двенадцать лет, в 1861 году, под руководством Г.Л. Кашаева работало порядка 1500 деревянных станков, по-прежнему установленных в избах по всему Клинскому уезду. Как ни странно, но начавшаяся в эти годы гражданская война в США сказалась на работе текстильных производств, в том числе и в России, ведь в то время США производили 2/3 всего мирового хлопка. Во время войны Севера и Юга, продлившейся до 1865 года, поставки хлопка в Европу были практически полностью прекращены, что неизбежно привело к росту цен на оставшееся в Европе сырье. В России в то время использовалась привозная английская пряжа, стоимость которой взлетела до небес. Тут еще и сам Г.Л. Кашаев сильно заболел.
Неизвестно, чем кончилась бы эта история, если бы у Г.Л. Кашаева не появился в то трудное время надежный компаньон в лице Ивана Васильевича Васильева. Набрав долгов, вместе они смогли преодолеть трудный период и сохранить производство, а еще через пару лет конце деревни Некрасино, на берегу реки Вяз, возвели первую деревянную фабрику на пятьдесят станков с английским паровым двигателем.
К 1876 году все долги были выплачены, а на производстве работало уже двести современных станков. Однако в том же году случился пожар, в результате которого деревянная фабрика сгорела дотла. Но даже после такого поворота судьбы Г.Л. Кашаев и И.В. Васильев не опустили руки. Снова набрав долгов, они заложили новую большую фабрику, которую в этот раз решено было строить из кирпича. Новое здание возвели быстро - уже в 1877 году производство снова заработало. Именно этот год во многих источниках принято считать годом основания Высоковской ткацко-прядильной фабрики, хотя со времени первых станков, установленных в избе Г.Л. Кашаева, прошло на тот момент уже тридцать три года.
В 1879 году у фабрики появился третий хозяин - Иван Никитич Кашаев, племянник основателя фабрики. Приехав из Перми, где он был служащим в Волжско-Камском банке, Кашаев младший купил торфяное болото близ деревни Саньково, что обеспечило фабрику топливом на много лет вперед. Он также оказался талантливым управляющим. К болоту подвели узкоколейную железную дорогу, чтобы удобнее было подвозить торф к паровым котлам. Появилось и собственное производство кирпича, благодаря которому фабрика стала быстро расширяться - появились новые цеха, училище и большие казармы для работников.
Григорий Лаврентьевич Кашаев умер в 1890 году, но его дело уже было не остановить. Фабрика продолжала расти и развиваться, обеспечивая работой больше половины фабричных рабочих всего Клинского уезда. Вокруг производства вырос большой поселок со школой и больницей, из которого в Клин проложили хорошую по тем временам дорогу.
К началу Первой мировой войны на Высоковской фабрике было установлено 63 248 прядильных и 3036 крутильных веретен, 2042 ткацких станка. Управляли производством уже другие люди: Я.И.Скидмор, К.И.Гести, В.Э.Репенак, Р.Р.Ферстер, барон А.Ф.Кноп и И.И.Смирнов.
После революции к управлению фабрикой пришли рабочие, что ни к чему хорошему в итоге не привело. Фабрика работала с большими перебоями, хотя и оставалась самой крупной в Клинском уезде. Дореволюционных предпринимателей в то время всячески поносили, называя капиталистами-эксплуататорами, хотя очень многие из них, как и Г.Л. Кашаев, начинали свое дело буквально с нуля, имея вместо начального капитала только крепкие руки, желание, упорство и трудолюбие, благодаря которым через много лет что-то получилось. Их преемниками после революции стали люди, которым таких качеств чаще всего не хватало, а поэтому почти все дореволюционные предприятия в XX веке «благополучно» закрылись.
В советское время на фабрике работали до полутора тысяч рабочих, что было в три раза меньше дореволюционных значений. Производство как-то продержалось до конца XX века, но когда железный занавес наконец рухнул, а в страну устремились эшелоны дешевой азиатской продукции - фабрика закрылась окончательно, не выдержав конкуренции.
Сейчас большое здание фабрики все так же стоит на южной оконечности Высоковска - теперь уже города. Фабрику охраняют, а поэтому она довольно неплохо сохранилась, во всяком случае снаружи - мы не стали испытывать судьбу и лезть внутрь, погуляв только вдоль забора. По слухам, несколько лет назад местная администрация пыталась привлечь инвесторов, которые бы вдохнули в старую фабрику новую жизнь. Хотели сделать в ней современные квартиры, торговый центр, ресторан, сохранив при этом внешний исторический вид. Но прошли годы, а воз и ныне там.
Координаты Высоковской прядильно-ткацкой фабрики: 56°18'59"N 36°33'25"E