Заброшенные пионерские лагеря «Солнечный» и «Ромашка»
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]
Маленькая деревня Прокшино расположена ровно посередине между Сергиевым Посадом и Дмитровом. Несколько заснеженных домиков с сугробами по самые окна одиноко стоят вдоль пробитой трактором узкой дороги, на которой двум машинам никак не разъехаться. Человеческих следов за пределами дороги не видно - зимой в деревне никто не живет, хотя где-то за домами лает собака. Согласно нескольким переписям, в Прокшино уже лет двадцать нет постоянных жителей, но достопримечательности есть - о них ниже.
Мы уже не раз удивлялись количеству бывших пионерских лагерей в Подмосковье, и все еще продолжаем этому удивляться. В разных официальных источниках иногда пытаются посчитать «заброшенные лагеря и базы отдыха», называя при этом странные числа, вроде «33 лагеря на всю Московскую область». Возможно, в бумагах какие-то неточности, но на практике заброшенных пионерских лагерей в Подмосковье в разы больше. Чтобы в этом убедиться, можно наугад ткнуть пальцем в карту области - куда-нибудь в сельскую местность - и почти наверняка в радиусе нескольких километров от пальца вы обнаружите заброшенный пионерлагерь или, как минимум, старую ракетную базу (второй по распространенности вид подмосковных заброшек). Некоторые лагеря смогли пережить 90-е и работают до сих пор в том или ином виде, но их заброшенных «собратьев» все равно подавляющее большинство, и это огромное количество.
Рядом с Прокшино расположено сразу два лагеря: «Солнечный» и «Ромашка», а по некоторым данным был и третий: «Березка». По площади лагеря в несколько раз больше самой деревни, но сейчас это просто лес, в котором стоят полуразрушенные кирпичные корпуса. Ничего особенно интересного внутри не сохранилось, а в нескольких зданиях обрушились бетонные крыши, так что теперь это настоящие руины XXI века. Чтобы зимой подойти к зданиям - берите с собой охотничьи лыжи, так как снега за пределами узкой дороги везде по пояс.
Информации о «Солнечном» и «Ромашке» не сохранилось. Говорят только, что последний раз пионерский горн здесь звучал в начале 90-х - так же, как и во многих других подмосковных лагерях. Нередко бывшие мальчишки и девчонки, отдыхавшие летом в том или ином лагере, находят друг друга даже сейчас, спустя много лет, и едут вместе «по следам детства», вспоминают яркие моменты того счастливого и беззаботного времени. Однако в «Солнечный» и «Ромашку» таких выездов не предпринималось, во всяком случае мы не смогли найти упоминаний об этом в сети. Все это довольно странно, потому что даже в руинированном виде эти два лагеря производят впечатление достаточно большого комплекса, где вполне могли отдыхать десятки детей. Местные жители тоже не смогли приоткрыть нам завесу тайны, потому что в заснеженной деревне их попросту не было.
Лагерь «Солнечный» крупнее «Ромашки» и имеет порядка восьми корпусов типичной «лагерной» архитектуры. Если же посмотреть на единственный сохранившийся корпус «Ромашки», стоящий возле дороги, то сразу заметны его отличия, даже если вы не архитектор и не краевед. Наша мысль вскоре подтвердилась: лагерь «Ромашка» был устроен на месте старой усадьбы, а точнее в ней самой.
Разрушенный двухэтажный дом без крыши и окон - это и есть усадьба XIX века. О ней информации тоже почти не осталось, известно только, что жил здесь некий купец И. Грушин, занимавшийся ткацким производством. В 1883 году в Прокшино он построил мастерскую-красильню, к 1916 году преобразовавшуюся в ткацкую фабрику «И.Грушина и сыновья», и ставшую самой крупной в Озерецкой волости Дмитровского уезда. В 1917 году фабрика называлась «Прокшинская мануфактура Д.К. Сазонова и Н. и Е. Грушины», а после революции ее ждала национализация и полное исчезновение. Дом, в котором позднее был устроен пионерский лагерь, упоминается как «усадьба Прокшинской мануфактуры». Имение не отличалось богатством и пышностью, но имело красивый парк и каскадные пруды. В наши дни об этом уже ничто не напоминает.
Сейчас администрация Сергиево-Посадского района, к которому относится деревня Прокшино, озабочена появлением свалки строительного мусора на территории бывших лагерей, но сделать что-то с этим пока никак не удается. Последнего сторожа - Аркадия Ивановича - сократили уже больше десяти лет назад.
Координаты лагерей: 56°17'27"N 37°49'6"E