Заброшенные позиции C-25 «Завхоз»

Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня]

Как мы уже не раз замечали, стоит лишь забраться в какой-нибудь подмосковный лес - абсолютно в любом направлении от столицы, как вы с большой долей вероятности обнаружите в нем старый пионерский лагерь или не менее заброшенную ракетную базу времен СССР. Это самые распространенные «заброшки» Подмосковья, но от того не менее интересные. Никогда не знаешь, что тебя ждет в старом бункере, в покосившемся корпусе бывшего пионерского клуба или даже в столовой - некоторые находки удивляют, но даже просто из-за атмосферы подобных мест многие готовы посвящать таким вылазкам свои выходные.

Мы бы даже сказали, что атмосфера - это главное, ради чего можно гулять по заброшенным пионерским лагерям и военным базам времен СССР. Если вы ностальгируете по своему советскому детству, то побывать в настоящем пионерском лагере много лет спустя будет интересно, хотя и немного грустно, ведь детство не вернешь, да и лагеря со «свободным входом» чаще всего пребывают в полуразрушенном состоянии. Однако мы нередко находили в них совершенно нетронутые интерьеры - с мебелью, книгами, газетами, плакатами, пластинками, детскими поделками, инструментами и прочей атрибутикой - все стоит так, словно люди вчера вышли из помещения, а сегодня вот-вот вернутся и жизнь снова забьет ключом. Тем удивительнее осознавать, что все в этой комнате так стоит последние двадцать лет, а мы, возможно, первые, кто с тех пор в нее заглянул. Это, конечно, не открытие Северного морского пути, но тоже приятно. В такие моменты даже не хочется заходить внутрь и нарушать царящий там покой - достаточно просто постоять и посмотреть. Забирать что-то с собой тоже не стоит, если только вы не планируете отдать эти вещи в музей или сделать свою экспозицию.

Под «военными базами времен СССР» мы подразумеваем заброшенные комплексы системы противовоздушной обороны Москвы С-25, принятой на вооружение в 1955 году, а в 90-е полностью расформированной. Вокруг Москвы таких частей было построено более пятидесяти - все в укромных лесных уголках для дополнительной маскировки. В настоящее время почти все они пребывают в заброшенном состоянии и посещаются самой разной публикой: страйкболистами, сталкерами, туристами, любителями внедорожной езды и просто любопытными, кому не лень искать в лесу какие-то бункеры и бывшие ракетные ангары. Здесь с «артефактами», в отличие от пионерских лагерей, все несколько хуже. Ценное оборудование вывезли еще военные, а тем немногим, что осталось, много лет занимались охотники за металлом, так что сейчас на таких объектах чаще всего встречаются только голые стены, но бывают и исключения.

Чтобы посещение такого объекта было более информативным, полезно предварительно познакомиться с историей его возникновения. В 50-е годы XX века остро встал вопрос защиты Москвы от воздушной атаки потенциального противника. Этому способствовала холодная война, разгоревшийся конфликт в Корее и опыт Второй мировой войны, в годы которой широко применялись массированные авиаудары. Против армады бомбардировщиков не помогали ни зенитная артиллерия, ни истребители - они лишь ослабляли удар, но не предотвращали его. Требовалось придумать что-то кардинально новое для защиты столицы, где находились все рычаги управления огромной страной.Сталин решил, что новая система ПВО Москвы должна быть способна отразить налет 1000 бомбардировщиков одновременно. Известный инженер и разработчик систем ПВО - Павел Николаевич Куксенко - высказал мнение, что решение такой задачи потребует усилий, сравнимых с реализацией атомного проекта, и будет возможно только при объединении последних достижений в области ракетной техники, радиолокации, электроники и других областей науки и техники. Однако в 1950 году процесс создания такой системы все же был запущен.

Новая система ПВО получила название «Беркут» или С-25. Расчет показал, что всего нужно построить 56 зенитно-ракетных комплексов, разместив их двумя кольцами вокруг Москвы. На внутреннем кольце, расположенном в 45 километрах от центра столицы - 22 комплекса. Еще 34 на внешнем - в 90 километрах от центра. В свою очередь между ракетами должно было быть не более 12-15 километров, чтобы каждая перекрывала сектор обстрела соседних комплексов, создавая тем самым сплошную зону поражения.

Первые ракеты имели вес порядка трех тонн каждая, из которых масса топлива составляла тонну, порядка 250 килограммов весил боевой заряд, а еще более полутора тонн занимал корпус и габаритное бортовое оборудование. Однако 25 мая 1953 года опытный образец С-25 на полигоне Капустин Яр успешно сбил мишень, в роли которой выступил самолет Ту-4. В том же году провели боевое сравнение между новым ракетным комплексом и привычными зенитными орудиями, в ходе которого были рассеяны последние сомнения военных о том, что за ракетами будущее. В 1954 году провели новое испытание, и комплекс успешно запеленговал и сбил 20 мишеней одновременно.Единственным минусом С-25 была чрезвычайная сложность устройства и обслуживания всей системы, а также высокая стоимость, но по своим боевым показателям, по мнению многих исследователей, на тот момент ей не было равных в мире. В США в то время создали зенитно-ракетный комплекс MIM-3 Nike Ajax, который существенно уступал советскому «Беркуту», но и стоил в разы дешевле, что позволило использовать его для защиты важных объектов по всей стране, а не только столицы. Однако система С-25 была настолько сложной, что военные не хотели ее разворачивать даже вокруг Москвы, предлагая оставить в статусе экспериментального вооружения. Конструкторы и разработчики комплекса наоборот настаивали на том, чтобы систему как можно скорее приняли на вооружение. Неизвестно чем бы закончились эти дебаты, но Никита Хрущев распорядился принять С-25 на вооружение. 7 мая 1955 года вышло соответствующее постановление ЦК КПСС, а к 1958 году всё было готово.

В этот достаточно короткий срок была проведена колоссальная работа: построены две кольцевые дороги вокруг Москвы: малая и большая бетонки. Сейчас это федеральные автодороги А-107 и А-108, но в то время их даже не печатали на картах. В непосредственной близости от дорог возвели и полностью оборудовали 56 комплексов, каждый из которых представлял собой достаточно большой объект с несколькими полузаглубленными железобетонными бункерами, замаскированные снаружи землей. По расчету они должны были выдержать даже прямое попадание 1000-килограммовой авиационной бомбы. Внутри располагались станция наведения Б-200, командный пункт, дизельная электростанция для резервного питания, а снаружи азимутальная и угломестная антенны. В отдельном укрытии были помещения для личного состава, а на расстоянии нескольких километров еще один бункер для ракет со стартовыми позициями неподалеку. Многочисленные тренировки показали, что комплекс готов к стрельбе через 13 минут после объявления боевой тревоги.

В одном из таких объектов, в прошлом имевшем позывной «Завхоз», мы и побывали в этот раз. Расположен он к северо-востоку от Рузы, в лесу неподалеку от Озернинского водохранилища. Попасть на территорию бывшей ракетной части сейчас можно беспрепятственно со стороны деревни Коковино. На удивление неплохо накатанная дорога уходит в глубь леса и поначалу не представляет собой ничего необычного, но вскоре вдоль обочины начинают появляться бетонные столбы с обрывками колючей проволоки - мы на месте. С основной дороги, пересекающей лесной массив, есть несколько съездов в разные стороны - каждый ведет к своим объектам, таким как небольшой военный городок, командный бункер и центр наведения, стартовые позиции, ангары для техники и т.д. Территория огромная и мы очень быстро пожалели, что не взяли с собой лыжи, основательно завязнув в сугробах. В результате удалось увидеть лишь малую часть всего комплекса, но значит будет повод вернуться летом!

Координаты заброшенного комплекса С-25 «Завхоз»: 55°44'22"N 36°18'22"E