Железнодорожная башня на въезде в Мытищи

dzen.ru/a/XYu_wluitQCwkymq

Фото: [dzen.ru/a/XYu_wluitQCwkymq]

Если вы когда-нибудь ездили из столицы по Ярославской железной дороге, то, проезжая Мытищи, могли заметить водонапорную башню из красного кирпича, возвышающуюся буквально в паре десятков метров от рельсов. Башня настолько красива и необычна, что некоторые принимают ее за дом первого начальника станции или за иное жилое помещение, но никак не за водонапорку, которые выглядят обычно сильно проще. Архитекторы позапрошлого века действительно умели строить и башня до сих пор является «визитной карточкой» города.

К слову, дом начальника станции здесь тоже есть - он расположен прямо напротив башни с другой стороны железнодорожного полотна, где когда-то раньше был пешеходный мост. Это большой деревянный особняк - практически ровесник отмены крепостного права. Говорят, что в нем также жили директора ныне исчезнувшего вагоностроительного завода, а сейчас это единственное в Мытищах сохранившееся деревянное здание XIX века.

elkoziorov.livejournal.com

Дом чаще всего остается незамеченным, да и вообще о нем мало кто знает, несмотря на его явную уникальность. Не исключено, что когда-нибудь особняк попросту снесут, а на это никто и не обратит внимание. Автор одного исторического блога даже написал по этому поводу: «Боже, храни Мытищи, а Мытищи - этот дом». Мы же в очередной раз убедились, как часто за грязными бетонными заборами и в прочих невзрачных местах можно отыскать настоящие жемчужины.

tgstat.ru/uz/channel/@Jelezobetonniyzames/18722

Если дом начальника станции в глаза не бросается, то башню не заметить действительно сложно, ведь она встречает всех, кто въезжает в Мытищи по железной дороге. Высокое и овальное в плане здание украшают многочисленные арочные углубления и декор в форме архивольтов с замковым камнем. Вершина башни спроектирована в виде крепостной стены с зубцами. Строилась она в 1896 году по проекту знаменитых архитекторов Льва Кекушева и Иллариона Иванова-Шица. Работы Льва Кекушева - одного из крупнейших мастеров модерна - встречаются практически по всему центру Москвы: на Тверской, Покровке, Поварской, Никольской, Остоженке, а также в Серебряном, Колпачном, Малом Козихинском, Большом Кисельном и других переулках, на Гоголевском бульваре. Его авторству принадлежит и железнодорожный вокзал на станции Мытищи, построенный в 1896 году, а также восточное крыло Ярославского вокзала в Москве.

Фотография начала XX века/smartik.ru/moskva/post/162946189

Не менее известен и второй архитектор - Илларион Иванов-Шиц - с Львом Кекушевым они учились на одном курсе в Петербургском институте гражданских инженеров. Будучи тоже мастером стиля модерн, он внес большой вклад в современный «исторический» облик столицы. Многие его работы стали памятниками архитектуры, а одними из самых известных стали строительство Боткинской больницы и перестройка исторических залов Большого Кремлевского дворца.

Почему же такие мастера стали строить водонапорную башню в Мытищах? Ответить на этот вопрос поможет небольшой экскурс в историю. В конце XIX века крупный русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, в то время активно занимавшийся железнодорожным строительством, решил вместе с дворянином Константином Арцыбушевым и инженером Александром Бари построить в Мытищах вагоностроительный завод, который бы производил подвижной железнодорожный состав и запасные части к нему. В декабре 1895 года они представили в Министерство финансов России проект «Московского акционерного общества вагоностроительного завода», а 2 января 1896 года Комитет министров разрешил «учреждение означенной Компании», а её Устав был утверждён Николаем II.

Место для строительства огромного промышленного комплекса было выбрано неподалеку от станции Мытищи, а архитекторами грандиозного проекта стали вышеназванные мастера. Водонапорная башня была лишь маленьким штрихом на большом полотне проекта, но и он был сделан виртуозно. Весь завод нередко называли «Мытищинским кремлем» - даже промышленные здания могут быть настоящим произведением искусства.

foto-ram.ru

В 1903 году завод уже выпускал не только поезда, но и трамваи для столицы, снегоочистители, а вскоре после революции первым в стране начал производить электровагоны, а попросту говоря - электрички. Они использовались на первых электрифицированных железных дорогах: «Баку-Сабунчи» и «Москва-Мытищи». С 1935 года завод выпускает поезда для Московского метрополитена.

В годы Великой отечественной войны Мытищинский вагоностроительный завод быстро перепрофилируется и начинает производить очень широкую линейку военной продукции - от корпусов авиабомб и платформ для зениток, до бронепоездов, самоходных артиллерийских установок и даже танков. За образцовое выполнение заданий для фронта завод был награжден орденом Отечественной войны I степени, а знамя Государственного Комитета обороны было передано ему на вечное хранение.

После войны производство осваивает еще одно новое для себя направление - автомобильную технику. Именно здесь производились многочисленные грузовики-самосвалы на шасси ЗИЛ/ЗИС, коммунальные и сельскохозяйственные машины, а также прицепы.

В 90-е годы предприятию, как и многим другим по всей стране, пришлось несладко. Впрочем, завод выстоял и не обанкротился, превратившись в акционерное общество «Метровагонмаш». В 2009 году производство разделили на два: «Метровагонмаш» продолжал заниматься выпуском железнодорожной техники, а «Мытищинский машиностроительный завод» выполнял оборонные заказы. Оба производства существуют по сей день.

В какой-то момент оба производства перебрались в новые современные здания, а исторические - построенные в конце XIX века, тот самый «Мытищинский кремль» - остались пустовать. Горожане и не думали, что кому-то может прийти в голову мысль их сносить, ведь завод был живой историей города, его исторической частью, построенной во времена, когда Мытищи были селом. Здания не были в аварийном состоянии, из них можно было много что сделать - от музея до складских помещений, но внезапно в июне 2018 года, как раз «под шумок» чемпионата мира по футболу, на территории появилась тяжелая техника и начался снос исторических построек. Историки это предвидели и с начала года активно работали над получением статуса «объекта культурного наследия». В итоге им не хватило буквально пары недель и завод был полностью снесен - разразившийся скандал не смог остановить технику. От огромного комплекса осталась лишь водонапорная башня, одиноко стоящая на образовавшемся пустыре.

Координаты водонапорной башни в Мытищах: 55°54'43"N 37°45'33"E