В Московской области вводится новая управленческая модель сити-менеджеров
Фото: [пресс-служба Московской областной Думы]
Сегодня состоялось первое после летних каникул заседание Московской областной думы. Осенняя сессия началась с принятия важных для области законов. Сразу в трех чтениях был принят закон о выборах глав муниципальных образований Московской области, депутаты законодательно закрепили увеличение арендной платы за земельные участки, а также увеличили размер базовой аренды зданий, принадлежащих Подмосковью.
По словам начальника главного управления территориальной политики Московской области Эльмиры Хаймурзиной сейчас большое внимание уделяется деполитизации власти на местах. Ведь именно эти чиновники наиболее близки к жителям и решают их ежедневные проблемы. Появляется новая управленческая модель – хозяйственными делами муниципалитета ведает глава администрации, так называемый сити-менеджер.
Такая модель уже эффективно работает в ряде районов области. Теперь такой порядок предлагается для городских округов Химки, Железнодорожный и Жуковский. Здесь жители больше не будут напрямую избирать главу муниципалитета. Это закреплено законом «О внесении изменений в закон Московской области «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области».
- Для городских округов Железнодорожный, Жуковский и Химки устанавливается порядок избрания глав данных муниципальных образований представительными органами из своего состава c исполнением ими полномочий их председателей, то есть, введен институт сити-менеджеров - отметила Эльмира Хаймурзина.
По словам Эльмиры Хаймурзиной, этот областной закон разработан в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Сразу в трех чтениях приняли депутаты законопроект, по которому базовый размер арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории региона, увеличится в 2015 году на 5,1% к уровню текущего года. Такое же решение было вынесено и по размеру базовой ставки арендной платы при сдаче в аренду зданий и нежилых помещений, находящихся в собственности Московской области.
- Мы ставку эту ежегодно корректируем. Принимая во внимание разработанные министерством экономического развития РФ основные параметры социально-экономического прогноза развития РФ, а также такой показатель, как прогнозируемый индекс потребительских цен, который прогнозируется на 2015 год в размере 5,1%, законопроектом предлагается увеличить базовую ставку арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности региона или государственная собственность на который не разграничена, на 5,1% к уровню 2014 года, - объяснил суть законопроекта министр имущественных отношений Подмосковья Андрей Аверкиев.
В ходе заседания председатель Московской областной думы Игорь Брынцалов объявил, что бюджет Подмосковья на 2015 и плановый период на 2016 - 2017 годы рассмотрят в правительстве уже в конце сентября.
- Этот документ уже готовится во всех министерствах по программам, которые мы все знаем. В конце сентября он будет рассмотрен на правительстве, а потом будет внесен в Думу, - заявил Игорь Брынцалов.
В оставшееся до принятия бюджета время, он призвал областных депутатов организовать работу с профильными министерствами, чтобы качественно и своевременно рассмотреть бюджет на следующий год.
О законах, которые в этом году планируют принять депутаты, и о тех проблемах, которые мешают комфортной жизни областных жителей и требуют срочного решения, Игорь Брынцалов рассказал нашему изданию.
- Игорь Юрьевич, какие наиболее важные законы для обеспечения комфортного проживания жителей в Подмосковье примет Дума в этой сессии?
- Основная тема осенней сессии, конечно, закон о региональном бюджете. В ходе его рассмотрения, мы актуализируем 16 государственных программ, составляющих фундамент главного финансового документа Московской области. Традиционно приоритетное направление работы Думы - образование и здравоохранение. В этом году мы приняли закон о передаче ряда полномочий с муниципального на областной уровень, с одной стороны, и с уровня поселений на районный, с другой. Согласно Федеральному закону мы должны сформировать окончательную редакцию регионального законопроекта в течение полугода. Возможно, где-то полномочия придется вернуть сельским поселениям. Там же, где нет возможности выполнять эти полномочия, мы будем их делегировать на более высокий уровень. Важно подчеркнуть, что все ключевые вопросы, которые рассматриваются областными депутатами, идут в фарватере программных заявлений губернатора, которые нацелены на улучшение качества жизни и комфортного проживания в регионе.
- Этим летом активно обсуждалась тема сельхозпроизводства в Московской области. Какие законодательные механизмы поддержки местных производителей будет рассматривать областная Дума?
- Вопрос, прежде всего, из области Федерального законодательства. Но параллельно, совместно с правительством, мы готовим поправки для того, чтобы поддержать наших региональных производителей в реализации товара. Сегодня 80% всей продукции реализуется через большие сети. Наша инициатива заключается в том, чтобы законодательно закрепить квоту на присутствие отечественной продукции в сетевых магазинах. Сложившаяся же ситуация на рынке сегодня не выгодна ни сельхозпредприятиям, ни потребителям. Сети либо скупают товар за бесценок, либо выставляют нереальные условия для реализации. Соответственно, отечественные продукты не представлены на полках, не потому, что их нет, а потому что нашим производителям сложно прорваться в магазины.
Еще непосильная нагрузка для аграриев - это отсрочка платежа за проданный магазинами товар. Она колеблется от 45 до 90 дней. Срок нужно сокращать. Для скоропортящихся продуктов мы предлагаем сократить отсрочку с 45 дней до 15, а для товаров длительного хранения - с 90 до 45. Это даст возможность товаропроизводителю сохранить деньги в обороте и развивать свой бизнес - строить хранилища, перерабатывающие производства, проводить модернизацию. Подобные идеи уже высказывали и наши коллеги из других регионов, и депутаты Государственной Думы.
- Весной изменилось законодательство о полномочиях местных органов власти, совсем скоро - 14 сентября - пройдут масштабные муниципальные выборы. Можно ли сказать, что в Подмосковье обновляется муниципальная система власти?
- За этот год муниципальная система власти уже значительно обновилась. Губернатор объехал всю область, пообщался с жителями, услышал наказы и проблемы муниципальных образований. В связи с этим было и много отставок, и, как следствие, досрочных выборов. Весь год было обновление как на районном и окружном уровнях, так и на уровне городских и сельских поселений. Сейчас ведется большая выборная кампания – 14 сентября 2014 года будет избираться 101 глава и 221 совет депутатов – это 2745 мандатов. Кроме того, с учетом изменений в 131 Федеральном законе, регулирующем сферу местного самоуправления, поменялись и принципы формирования ряда подмосковных муниципалитетов. Например, на уровне сельских поселений главы избираются исключительно из состава Советов депутатов.
- Губернатор заявил о том, что в ближайшее 3 - 4 года в Подмосковье необходимо ликвидировать «вторую смену» в школах. Какие шаги будут предприниматься в подмосковном образовании?
- Сейчас в Подмосковье строится более 100 детских садов в год. Ни один регион в стране столько не строит и близко. В этом году будет введено в эксплуатацию 20 школ - это тоже большое достижение, так как всего по стране в 2014 году построено 50 новых школ. При таком темпе, в 2016 году «вторые смены» будут полностью ликвидированы. Нужно понимать, что где-то проблему можно решить простым пересмотром использования имеющихся помещений. Депутаты уже подключились к данному вопросу и совместно с главами на местах его решают. Как только была озвучена проблема, всего за несколько месяцев более 10 тысяч учеников переведены со второй смены на первую, именно благодаря выстраиванию правильной управленческой модели в образовательных учреждениях. Сегодня в Подмосковье вводится широкая практика рейтингирования учебных учреждений – такая полезная конкуренция, с одной стороны, позволит родителям определиться с учебным учреждением для своего ребенка, с другой – повысит качество состязательности в педагогическом коллективе.
- Давайте поговорим о здравоохранении. Подмосковье переходит на трехуровневую модель. Не возникнут ли в связи с этим проблемы с обеспечением льготников лекарственными средствами?
- Не скажу, что проблема льготников решена на все 100%, но по большей части, все механизмы отработаны. Для этого и корректируется в октябре бюджет, чтобы уточнить показатели тех средств, которые будут заложены на обеспечение льготными лекарствами наших граждан. Также, к этому моменту должны быть проведены все конкурсы по закупке тех лекарственных средств, которые необходимы льготным категориям граждан, как федеральным, так и областным. К этому вопросу испытывают повышенное внимание представители всех четырех фракций, работающих в парламенте. Что касается трехуровневой системы здравоохранения, то область переходит на нее с 1 января. Часть муниципалитетов уже завершает данную работу, но контроль депутатского корпуса за процессом передачи и реализацией работы в новом формате, должен быть продолжен.
- Еще один значительный комплекс проблем скрывается за тремя буквами: «ЖКХ». Как вы думаете, что стоит ожидать от лицензирования управляющих компаний? Принимают ли граждане новую строчку в коммунальных платежках – за капительный ремонт?
- Жилищно-коммунальный комплекс остается самой трепещущей темой для жителей Подмосковья. Во многих муниципалитетах уже приняты системные решения: введен единый платежный документ, созданы ЕИРКЦ, многое сделано для того, чтобы не образовывались долги и управляющие компании не проводили махинаций со средствами граждан. Также проведена системная работа с энергоресурсными компаниями. Уже сейчас началось выстраивание нового рынка предоставления жилищно-коммунальных услуг, и институт лицензирования сыграет в этом важную позитивную роль. К маю 2015 года мы должны получить новый цивилизованный рынок оказания услуг ЖКХ. Помимо организационной, мы проводим большую разъяснительную работу с жителями. В частности, о механизмах замены управляющих компаний, оказывающих некачественные услуги, на эффективные и добросовестные.
Не менее важная тема - капитальный ремонт жилого фонда. Без принятия этого закона мы не могли системно решать проблему с ветхим жильем, а показатели износа в области колоссальные. Для того, чтобы проблему решить, необходимы серьезные финансовые вложения, потому и был создан трехуровневый механизм – федеральный, региональный бюджеты и средства жителей - собственников жилья. В целом, собираемость взносов на реализацию программы капитального ремонта хорошая, собрано порядка 1,7 миллиарда рублей. В текущем году работы по капремонту будут проведены в 1617 многоквартирных жилых домах, где проживают 330 тысяч жителей. Теперь важно отслеживать процесс реализации. Граждане должны знать, когда и какой ремонт будет производиться в их домах.