В Подмосковье стартует пилотный проект по обучению особенных детей
Фото: [Ежедневные новости. Подмосковье © Светлана Петрова]
Впервые в нескольких подмосковных школах начинают работать специальные первые классы, где особенные дети будут учиться вместе с остальными. Речь идет о так называемом инклюзивном обучении, организованном на базе муниципальных школ. В федеральном пилотном проекте участвуют Домодедово, Электросталь, Красногорск, Реутов и Щелково.
Все лето в школы, где стартует новый проект инклюзивного обучения, наведывались родители – посмотреть, в каких классах будут учиться первоклашки. Взрослым не верилось, что их особенные дети смогут услышать свой первый школьный звонок вместе со сверстниками.
Пока что эксперимент по внедрению инклюзивного обучения касается начального общего образования и организован на базе муниципальных школ. Параллельно будут совершенствоваться и формы дистанционного образования и обучения на дому. На данный момент в проекте участвуют школа № 1 в Домодедове, школа № 19 в Электростали, школа № 3 в Красногорске, школа № 4 в Реутове и школа № 5 в Щелкове.
Первый этап проекта – дать возможность обучаться в формате обычной школы детям с заболеваниями легкой и умеренной степени. Речь идет о ребятах с проблемами слуха и зрения, задержкой психического развития (ЗПР), ранним детским аутизмом. Большинство нынешних особенных первоклашек – выпускники специализированных детсадовских групп, получившие поведенческую коррекцию еще до школы. Ведь непривыкшему к коллективу ребенку будет сложно учиться.
Чтобы такой масштабный и по-настоящему важный проект был запущен в действие, региональным чиновникам вместе с директорами школ пришлось провести основательную и вместе с тем оперативную подготовку. Необходимо было привести учебные заведения в полное соответствие со стандартами безбарьерной среды, чтобы ребята с ОВЗ имели тот же доступ к знаниям, что и здоровые сверстники. Необходимо было подготовить и педагогов к новому формату учебного процесса, требующего иных навыков преподавания и подхода к ученикам младших классов.
В общеобразовательной школе № 19 города Электросталь комиссия из медиков, психологов, педагогов отобрала в комбинированный класс восемь будущих первоклассников с ЗПР и нарушением речи. Инклюзивным образованием школа занимается много лет, поэтому заявлена для участия в пилотном проекте по адаптации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это единственное в городе учреждение, в котором обучаются глухие и слабослышащие дети, с последующей интеграцией в слышащую среду. Так, из 450 - 460 учеников школы № 19 более 40 человек – с проблемами здоровья, в том числе 21 – слабослышащие, есть дети–инвалиды по зрению, с нарушениями речи и опорно-двигательной системы, четыре человека занимаются с педагогами на дому.
Слабослышащие дети успешно получают знания вместе с обычными ребятами, а те уже до такой степени привыкли к тому, что в школу ходят мальчики и девочки, допустим, в очках с толстыми линзами, что просто не замечают их «необычности». Приняли тепло и ученика из Ногинска, который был рад перевестись в Электросталь, потому что в родной школе его дразнили из-за слухового аппарата. Дело до слез доходило. А в школе № 19 мальчик быстро забыл про свой недуг.
______________________________________________________________________________________
Для 679 детей-инвалидов из 60 муниципальных образований организовано обучение с применением дистанционных технологий на базе 172 школ. Это дети с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями
______________________________________________________________________________________
Учебный процесс в трех общеобразовательных классах по системе Эмилии Леонгард, ведущего научного сотрудника НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца, настолько эффективен, что дети благополучно адаптируются в среде слышащих и получают впоследствии высшее образование, на равных со всеми сдавая ЕГЭ.
Для первоклашек, которые совсем скоро сядут за парты, подготовлены эксклюзивные классы. Школа № 19 в Электростали мультимедийно обеспечена для занятий со слабослышащими детьми, а для спецкласса планируется закупить специальное оборудование на средства из федерального бюджета.
– Один кабинет у нас будет учебный, другой – оборудован под комнату формирования необходимых жизненных навыков, – делится планами Светлана Усачева, учитель математики, замдиректора по учебно-воспитательной работе, курирующая пилотную площадку по инклюзии. – Есть задумка приобрести мягкую мебель, чтобы в уютной и комфортной обстановке изучать нормы этикета. А за круглым столом, который представляет собой модульную систему, будут проходить групповые занятия. Ну и плюс дополнительное оборудование в спортзал.
Кабинеты для логопеда и психолога, ставки для которых появилась именно с открытием спецкласса, будут укомплектованы всеми учебно-методическими материалами. Оборудование и развивающие игры для занятий закупают самые современные: столы с наклоном и регулируемой высотой, «говорящее» логопедическое зеркало, сухой душ, зеркальный уголок, светозвуковой стол для рисования песком, игровое тактильное панно… Даже волшебный сундучок для коррекции слоговой структуры слова.
Общаться дети смогут на переменке и после уроков, такая внеклассная деятельность опять же соответствует образовательным стандартам. Способов общего досуга предложено немало – театральная студия и секция айкидо, музыка, ритмика, спортивные кружки.
Ознакомиться с опытом создания условий для полноценной реабилитации и успешной интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ на научной основе приезжают учителя из всего региона, для них проводят семинары. С внедрением ФГОС школа № 19 в ряду общеобразовательных становится совершенно неповторимой – максимально приспособленной для реализации всех потенциальных возможностей психического, речевого, эмоционального, личностного развития каждого ребенка.
Уже есть примеры успешной адаптации. Например, Егор Степанов пришел когда-то в школу не просто застенчивым, – скованным мальчиком. В этом году он окончил 8-й класс на одни пятерки, занимается айкидо, изучает иностранный язык, является победителем многочисленных, в том числе международных, конкурсов и фестивалей. Его одноклассник Илья Гущин занимает призовые места в соревнованиях по плаванию, чемпион Московской области по спорту глухих.
Учитель русского языка и литературы Элеонора Кизян составляет альбомы с досье лидеров. С открытием спецкласса каждая маленькая победа ученика будет отражена в его личном портфолио.
В Щелковской средней коррекционной школе № 5 VIII вида по пилотному проекту внедрения ФГОС будут заниматься первоклассники с расстройством аутистического спектра (РАС). Наполняемость классов, где обучаются дети со сложной структурой дефекта, максимум пять человек. В школе 235 учеников, 102 из них инвалиды, 32 человека – с диагнозом аутизм.
Для закупки коррекционного оборудования из федерального бюджета учебному учреждению выделено 6 млн 228 тыс., из областного бюджета – 7 млн рублей.
______________________________________________________________________________________
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья апробируются в 24 регионах России, в 102 классах, в том числе – подмосковных
______________________________________________________________________________________
На данный момент в школе полностью отремонтирован класс для первоклассников. Кроме того, планируется создать основательный коррекционный комплекс. Готовится комната психологической релаксации – она необходима детям-аутистам, испытывающим большие затруднения в общении с внешним миром. Рядом будет комната сенсорная, для которой предназначено свое оборудование. Закупают также специальный набор для логопеда, психолога, кабинета ЛФК, игровую трубу, модульные блоки, туннели, скалодром…
– Школа многое дает для развития личности, – рассказывает замдиректора по учебно-воспитательной работе Ольга Вялова. – Ребенок-аутист может практически не разговаривать, не уметь читать, но очень красиво рисовать. Бывает, в нем с каждым шагом, с каждым занятием что-то накапливается, и однажды, неожиданно для нас, педагогов, проявляется в логическом изложении мысли, детальном описании ситуации в интересующей его сфере, порою понятной только ему, вследствие особого внутреннего мироощущения или восприятия личного пространства.
В коррекционной школе работают квалифицированные учителя-дефектологи. Для них уже направлены заявки на дистанционные курсы, Всероссийскую конференцию по ФГОСам и практические семинары, которые пройдут в ноябре.
Для того чтобы приступить к занятиям, ребенок с проблемами здоровья должен спокойно добраться до школы и чувствовать себя в ней удобно. Формирование безбарьерной среды – важнейшее дело.
Накануне нового учебного года в Домодедовской СОШ № 1, где будут обучаться дети с ЗПР, проведен ремонт, приспособлены входные группы, лестницы, пандусные съезды, появился даже ступенькоход для инвалидных колясок, закуплено специальное оборудование для организации обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Наполняемость классов составит не более 12 человек. Для реализации проекта в новом учебном году вводят дополнительные ставки педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора, закупают специальное оборудование для оснащения учебного кабинета, сенсорной комнаты, комнаты социальной адаптации. В дальнейшем педагоги смогут поделиться результатами работы как с коллегами городского округа Домодедово, так и с представителями образовательных организаций региона.
Все подготовлено к обучению первоклассников с проблемным зрением в Реутове. Дети, с которыми нужно постоянно заниматься тренингом глаз, смогут теперь посещать не только специализированный детский сад, но и спецкласс школы № 4, рассчитанный на 12 человек, где параллельно с учителем начальных классов будет работать тифлопедагог.
Специализированные классы в рамках пилотной программы по внедрению ФГОС готовы принять своих маленьких учеников и в школе № 3 Красногорска, – там будут обучаться дети с ЗПР.
Проект по изучению инклюзивных стандартов обучения рассчитан на два года. В 2014-м предусмотрено создание условий и внедрение ФГОС, а в 2015-м - школы станут площадками для стажировки. И, возможно, уже в следующем году в наш регион станут приезжать за опытом со всех концов страны.