Покупайте подмосковное
Фото: [РИА Новости]
Власти Московской области хотят выйти на федеральный уровень со смелой инициативой: они предлагают, чтобы две трети продуктов на полках российских магазинов были отечественного производства. Российский производитель должен иметь право «первой руки», говорит губернатор региона Андрей Воробьев.
С 7 августа Россия на год полностью запретила поставки мяса, сыров, птицы, рыбы, морепродуктов и молочной продукции из США, стран Евросоюза, а также Австралии, Канады и Норвегии. Эта мера была принята в ответ на экономические санкции, которые данные страны ввели против РФ. Подмосковные власти считают, что местные производители не должны упускать такой шанс и максимально развернуться на рынке.
По словам губернатора Подмосковья, введение обязательного присутствия отечественных товаров на полках магазинах не означает исключения из ассортимента иностранных продуктов. Их доля может составлять от 25% до 30%. Однако мясо, молоко, рыба, крупы и определенные овощи на прилавках магазинов должны быть на две трети отечественными.
«Право выбора у покупателя должно быть. Тем не менее, наш российский производитель должен иметь право «первой руки». Эту идеологию мы будем транслировать и предлагать для обсуждения и в российский парламент, и в правительство Российской Федерации, — заявил Андрей Воробьев. — Мы считаем, что это самая эффективная мера по поддержке фермеров».
Воробьев отметил, что такую поправку стоит рассмотреть в федеральном законодательстве, поскольку это позволит планировать долгосрочную политику в части обеспечения продовольственной безопасности и инвестиций. А в долгосрочной перспективе норма, гарантирующая присутствие отечественных продуктов в торговых сетях, позволит поддерживать высокий инвестиционный темп.
В случае введения такой политики к 2016-2018 году фермеры получат стабильный спрос на продукты первой необходимости и они будут готовы увеличивать объем продукции от 30 до 70%, уверен губернатор. Он подчеркнул, что «эти возможности физически есть».
Воробьев также заявил, что для обеспечения продовольственной безопасности Московской области в регионе необходимо наладить производство основных групп продовольственных товаров. В связи с этим он дал поручение министерству потребительского рынка совместно с министерством экономики региона провести анализ ассортимента торговых сетей, работающих на территории Подмосковья. Кроме того, Воробьев поручил подготовить концепцию поддержки подмосковных фермеров.
«Мы должны быть очень внимательными и заботливыми к тем, кто занимается сельским хозяйством, производит товары первой необходимости. В этой связи поручение министерству потребительского рынка: подготовить концепцию поддержки подмосковных фермеров, — сказал он. — Основные группы товаров мы должны производить в Подмосковье, а также через межрегиональную интеграцию обеспечивать их присутствие на наших полках. В наших торговых сетях должно быть большинство товаров местного производства — это логично, нормально, это современная практика многих стран».
Как рассказал глава подмосковного Минпотребрынка Владимир Посаженников, власти Подмосковья намерены проводить регулярные торговые сессии с производителями и продавцами продуктов питания региона «в целях расширения ресурсов и базы поставок продуктов питания в магазины и на предприятия общественного питания Московской области». Сессии планируется проводить не реже одного раза в две недели. Их участниками должны стать компании-операторы торговых сетей, отечественные производители и поставщики продовольственной продукции, представители иных объектов общественного питания, субъекты нестационарной и ярмарочной торговли.
«В ходе торговых сессий предприятия смогут оперативно и без посредников решить вопросы пополнения запасов товаров и расширения ассортимента продукции», — добавил министр.
Посаженников также рассказал, что в целях поддержки регионального производителя и создания доступных торговых мест в Подмосковье в течение пяти лет планируют создать около сотни торговых объектов нового формата по примеру Мытищинского фермерского рынка «ЭкоБазар». Предполагается, что продукты, реализующиеся через такие форматы, будут стоить на 15-20% дешевле, чем в стационарных объектах торговли. На реализацию этого проекта из внебюджетных средств будет привлечено около 8 миллиардов рублей.