Посаженников: приоритет должен отдаваться отечественным компаниям
Фото: [пресс-служба Министерства потребительского рынка и услуг МО]
К розничной торговле рядовой потребитель относится крайне неуважительно – мол, что тут сложного «купи, да продай». Между тем именно сектор розницы обеспечивает более одной пятой ВВП. И данный показатель превышает обороты нефтегазовой экономики, промышленности и сельского хозяйства. Розница правит балом – такова мировая практика. Министр потребительского рынка и услуг Владимир Посаженников утверждает, что «ничего удивительного в доминирующем лидерстве торговли сегодня нет, мы живем в эпоху потребления. Главное теперь – правильно организовать торговлю, подойти к ее регулированию в соответствии с запросами времени. Влиять на торговлю нужно с учетом перспективы, понимая, что торговые ошибки могут очень дорого обойтись в будущем».
– Владимир Владимирович, давайте начнем с глобального: что такое современная розничная торговля?
– Сегодня все мы, весь мир – это общество потребления. Таким образом, мы говорим о том, что официально стержнем всей мировой экономики является торговля. Общество потребления характеризуется такими признаками, как рост доходов населения, стабильное техническое и инновационное развитие, сокращение продолжительности рабочего времени и индивидуализация запросов потребителей. Шопинг становится национальной идеей, досугом, самоцелью и, если хотите, религией.
Главным заказчиком любой технологии, любого товара и услуги выступает торговля. Это главный посредник, единственное и ключевое звено между любым конечным потребителем и любым производителем. Именно поэтому к торговле уже нельзя подходить с точки зрения «купи-продай». Это мощнейший генератор и двигатель экономики. Ошибки, допущенные в управлении и регулировании розницы, проецируются на все сектора экономики и влияют на политическую ситуацию.
Наглядный пример – санкции, введенные в отношении ряда стран летом прошлого года. Мы сразу же на своих прилавках ощутили промахи, недочеты и невнимание, которые хронически допускались все предыдущие годы.
– Что представляет собой наша российская торговля?
– Тенденции те же, что и во всем мире. В эпоху общества потребления главную роль в сфере потребительского рынка и услуг начинают играть крупные компании – сетевики, большие торговые центры – моллы. Мелкую розницу, малый бизнес постепенно вытесняют, отодвигая в сторону, в не самые проходные места.
В отличие от международной практики в нашей стране доминируют иностранные розничные сети, которые либо официально представляют иностранный ритейл, либо ангажированы зарубежными поставщиками. Поэтому если говорить ассоциативно, то наша розничная торговля представляется в виде импортных «электричек». Причем состав произведен заграницей, пассажиры в нем в основном – импортные, кондукторы и проводники – тоже. Среди ВИП-пассажиров и в вагонах первого класса – только иностранцы, а наши, отечественные, производители – в лучшем и единичных экземплярах представлены в экономклассе, а так где-то в общих вагонах и в тамбуре…
– Не будем называть имена, но перед международными сетями, кажется, еще ни одно государство не устояло… Есть розничные бренды, которые встречаются в любой точке мира.
– Согласен, но только в нашей стране этим международным брендам позволяется работать по собственным, выгодным только им правилам. Все розничные сети, независимо от того российские они или зарубежные, должны играть по российским правилам! Это значит, что на рынке должны работать только те ритейлеры, которые исправно платят налоги, не создают дискриминационных условий для местных производителей. В идеале приоритет должен отдаваться отечественным торговым компаниям, поддерживающим отечественного производителя. И на сегодняшний день по такому пути идут все европейские страны.
Например, совсем недавно в Венгрии на законодательном уровне сформулировали ряд ограничений для иностранных ритейлеров. Помимо обязательной налоговой чистоты и нового исключительно для зарубежных торговых сетей обязательного вмененного налога, им, например, хотят запретить работать в выходные и праздничные дни, что станет дополнительной мотивацией для местных фермерских рынков и ярмарок. По мнению правительства Венгрии, данные меры станут реальной защитой венгерских производителей и розничных продавцов продуктов питания, которые вытесняются иностранными компаниями с их финансовыми ресурсами и заставляют их торговать себе в убыток.
– Но разве можно диктовать правила на рынке?
– Если вы возьмете любое европейское государство и посмотрите его законодательство в сфере торговли, то увидите: на розничный рынок наложена масса ограничений, разработаны системы и схемы влияния и управления. Есть инструментарии контроля над ценами, над обязательным присутствием на торговых полках местных производителей, над доходами розничных компаний и их менеджмента.
– Нашему сектору розничной торговли тоже необходима модернизация?
– И как можно быстрее! По сути, действующая законодательная база морально устарела. Причем настолько, что де-факто весь бизнес развивается и живет сам по себе. У нас нет элементарного – критериев, видов и форм розничной торговли. Поэтому доходит до смешного – палатку называют мини-маркетом, а незаконный рыночный развал – торговым центром.
Нет планирования розничного рынка. Как результат – безумная концентрация торговли в районе МКАД, если мы говорим о Подмосковье, и дефицит элементарного – булочных в новых спальных районах.
– Сегодня все мы говорим о кризисе. На розничной торговле Подмосковья ситуация отразилась?
– Безусловно. Согласно нашему мониторингу идет освобождение торговых площадей. Малый и средний бизнес отказывается от аренды торговых мест. Ситуация постепенно накаляется. На место мелким предпринимателям приходят крупные игроки, которые в условиях полного отсутствия конкуренции начинают вести монопольные игры. Кто должен выравнивать ситуацию? Кто определит инструменты поддержки местной и локальной розницы, мотивирующие условия для мелких производителей, фермеров? Только административный ресурс. А у нас нет элементарного и самого главного – законодательной базы, соответствующей сегодняшним условиям рынка и экономики.
Необходимо провести сортировку всей розничной торговли. Прописать критерии для каждого формата. А затем можно перейти к планированию торговли. Ни один генеральный план нельзя принимать без согласования с министерством, курирующим торговлю. Необходимо сначала на карте определить места для розницы и для опта – это не менее важно, чем планирование школ и детских площадок.
Без соответствующей сортировки отечественного производителя, фермера и сельхозпроизводителя говорить об эффективных мерах поддержки своего товара, своего продукта тоже невозможно. Нет критериев, нет стандартов, а значит, нет адекватных требований к рынку, нет эффективной поддержки своего производителя.
– Но Московская область не может пожаловаться на розничную торговлю.
– Да, мы развиваемся. Внедряем новые форматы – ярмарки, мобильную торговлю, новую нестационарную розницу. Нашли возможности для поддержки местных фермеров и крымских производителей. Запущены две новые ветки – «Подмосковный фермер» и «Крымское Подворье». Уже три недели подряд в области проходят ярмарки «Ценопад» – ноу-хау для розничной торговли. Речь идет о ярмарках прямых поставщиков и производителей как механизме влияния на розничную цену, на продажу качественных и брендовых товаров со значительной скидкой.
Но есть во всем этом одно, существенное «но». Вся работа ведется в ручном режиме. Мы лавируем между неработающей законодательной базой и реальной действительностью. А нужна система. Нужна работа на перспективу, на будущее. Поэтому мы говорим о том, что современная розничная торговля требует к себе особого внимания и абсолютно нового подхода.