«Равенство, удобство и определенность»: руководитель УФСН России по Московской области о приоритетах налоговой службы

Политика
Владимир Новиков/РИА Новости

Фото: [Владимир Новиков/РИА Новости]

Налоговая служба – первое из контрольных ведомств, заявившее в качестве основных принципов своей работы прозрачность взаимоотношений с бизнесом и открытость предъявляемых к нему требований. На недавней встрече президента с представителями «Деловой России» прозвучало предложение распространить применяемый налоговиками риск­ориентированный подход к проверкам на работу других регуляторов. О том, как фискальная составляющая работы налоговиков сочетается с принципами сервисности и открытости, о перспективах налогообложения рассказала руководитель УФНС России по Мос­ковской области Екатерина Макарова.

– Екатерина Викторовна, расскажите, что стоит за понятием риск-ориентированного подхода?

– Налоговая служба – это фискальный орган, основная наша задача – наполнение государственной казны. Вопрос: каким образом ее решать – тотальными проверками с санкционными последствиями или созданием условий для простого и понятного процесса уплаты налогов? Налоговая служба нашей страны пошла по второму пути. Более десяти лет назад ФНС России приступила к модернизации налогового администрирования со стратегией внедрения бесконтактных, незаметных для налогоплательщика технологий контроля в сочетании с сервисностью и прозрачностью взаимоотношений. В качестве базовых принципов были определены: равенство, удобство и определенность. Риск-­ориентированный подход в контрольной деятельности – только одна из составляющих нашей работы.

– Как отбираются объекты проверок, влияет ли на выбор субъективный фактор?

– Сегодня процесс админист­рирования налогов на 80% состоит из аналитических процедур. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика мы проводим, используя автоматизированные системы, что позволяет уйти от человеческого фактора, обес­печить равенство и объективность при отборе на проверки. Более того, к выездному контролю мы прибегаем только тогда, когда бизнес пренебрегает предупреждением о налоговом рис­ке и не корректирует свои налоговые обязательства. Основной упор делается не на «добор» налогов проверками, а на побуждение к добровольной уплате текущих платежей.

– В чем преимущества дистанционного контроля?

– Дистанционный конт­роль позволяет нам из года в год сокращать число выездных проверок: за последние 4 года их стало меньше почти в два раза. В прошедшем году проверками было охвачено менее 0,1% налогоплательщиков, состоящих у нас на учете, а цена одной проверки выросла до 80 млн руб. При этом поступления от уточнения налогоплательщиками своих обязательств составили 10,4 млрд руб., это половина от всех поступлений по контрольной работе. Таким образом, без затратных для государства мероприятий выездного контроля, без штрафных санкций для компаний бюджет получил налоги, а бизнес продолжил работу.

Концептуально изменились и камеральные проверки деклараций. С помощью программного комплекса «АСК – НДС-2» мы отслеживаем цепочки контрагентов, анализируем их на предмет взаимозависимости, подконт­рольности и аффилированности. Система распределяет плательщиков на группы налогового риска: усиленному контролю подлежат компании, имеющие низкую налоговую нагрузку, не обладающие ресурсами для ведения деятельности, фирмы-«однодневки». Автоматизация процесса проверки позволила в 2021 году ускоренно, в течение одного месяца, завершить камеральные проверки каждой десятой декларации с возмещением НДС на общую сумму 1,1 млрд руб. Это дало возможность компаниям сэкономить время и ресурсы, ускорить движение оборотных средств. В прошедшем году число камеральных проверок составило более трех миллионов, 9 из 10 таких проверок вообще не затронули налогоплательщиков и были проведены без истребования документов и пояснений.

Контроль меняется, становится незаметным для тех, кто работает без нарушений. Через одинаковые требования ко всем компаниям и средства автоматического риск-анализа мы не только контролируем соблюдение законодательства, мы формируем чистую, конкурентную налоговую среду.

– Что, по вашим оценкам, происходит с неформальным сектором?

– Фиктивные юрлица – основа теневой экономической деятельности. Торговля без уплаты налогов, реализация контрабанды, незаконные возмещения НДС – все это невозможно без фирм-«однодневок». Они создаются именно для уклонения от уплаты налогов и мошеннических операций. Неформальный сектор сокращается, только за последние два года в Подмос­ковье из ЕГРЮЛ принудительным порядком было исключено 24 тыс. фиктивных организаций.

– Руководитель ФНС России Даниил Егоров заявил о создании новой модели онлайн налогового администрирования, когда функции по исчислению налогов должны перейти на сторону службы. Что делается в этом направлении?

– Налоговые системы большинства стран построены на принципе самоначисления налогов, когда человек обязан самостоятельно следить за собственным имуществом, заполнять декларации, уплачивать налоги. В России, когда создавался Налоговый кодекс, этот принцип для граждан применять не стали: налоговая служба обязана это делать за людей. Цифровизация позволила распространить этот подход и на бизнес. Яркий пример – режим для самозанятых, позволивший снять нагрузку по учету с налогоплательщика и перенести ее на ведомство. С 2021 года служба начисляет транспортный и земельный налоги организациям, а с 2023 года бездекларационное налогообложение распространится на принадлежащую компаниям недвижимость, облагаемую исходя из кадастровой стоимости.

– Что еще нового ожидает подмосковный бизнес в ближайшее время?

– С 1 июля Подмосковье примет участие в запуске специального автоматизированного упрощенного налогового режима. Применять его смогут юрлица и ИП с доходами не более 60 млн руб. в год и с численностью работников не более 5 человек. При этом расчеты налогов служба возьмет на себя, а налогоплательщики будут избавлены от 10 форм отчетнос­ти. Еще одно нововведение – единый налоговый платеж для бизнеса, что даст возможность уйти от заполнения десятков платежных реквизитов и поможет избежать приостановления операций по счетам при наличии переплаты и задолженности по разным налогам. Готовится проект по введению единого налогового счета. Он позволит бизнесу вносить все налоги, сборы, страховые взносы на единый налоговый счет, а налоговая сама разнесет их по видам и адресам.

Служба развивает свои сервисы, создает новые инструменты администрирования, чтобы освободить компании от рутины, позволить им сконцентрироваться на бизнес-проектах. Мы стараемся сокращать свое присутствие в жизни налогоплательщика, одновременно страхуя его от ошибок в формировании налоговой отчетности.