Хромов: создание условий для развития бизнеса бывает важнее субсидий

Правительство
Валентина Филиппова / Подмосковье Сегодня

Фото: [Валентина Филиппова / Подмосковье Сегодня ]

В какие отрасли экономики Подмосковья сегодня наиболее целесообразно привлекать капитал, как оказывается поддержка инвесторам и чем может быть интересно государственно-частное партнерство при реализации тех или иных проектов. Об этом и многом другом рассказывает Вадим Хромов, первый заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области.

– Вадим Валерианович, каким образом сегодня планируется работа по привлечению инвестиций в область?

– На сегодня основной направляющий инструмент – это «Стратегия инвестиционного развития Московской области». Для нас его готовила Академия народного хозяйства совместно с компанией «Deloitte». Проект данной стратегии они сделали в ноябре-декабре прошлого года, в первых месяцах года чуть-чуть доработали его, исходя из сложившейся экономической ситуации. Поэтому куда привлекать, кого привлекать и где размещать – все у нас определено в этом большом программном документе.

– Какие отрасли сегодня наиболее приоритетны для инвестиционного развития региона?

– Стратегия – это надолго. Поэтому для нас приоритетно параллельное развитие самых разных отраслей. Например, рост торговли помогает получить очень быстрый, с одной стороны, бюджетный эффект, с другой стороны, обеспечить жителей региона необходимыми продуктами и товарами. Разумеется, при одновременном развитии транспорта.

Развитие промышленности – чуть более длительный процесс. Но он дает экономике стабильность. Поэтому, еще раз повторюсь, развивать нужно и то, и другое. При этом отмечу, что во многих отраслях мы поддерживаем проекты именно с помощью сопровождения, а не прямого субсидирования. Создание условий с точки зрения транспортной доступности и энергетики иногда гораздо важнее, чем предоставление субсидий на оборудование. Иными словами, построив дороги в нужном месте, мы помогаем расти бизнесу.

– И все же стратегия определяет общее направление развития. Но есть и тактика на год, два. Какие направления в этом промежутке выделены как самые важные?

– Это развитие индустриальных площадок, комплексное освоение территорий вокруг скоростных магистралей и строящийся ЦКАД. Строительство офисных зданий также очень важно для прилегающих территорий. Реконструкция систем ЖКХ, строительство новых предприятий. Появление современных сетевых магазинов, которые уже активно развиваются в Московской области. Напомню, у нас также действует программа по развитию сети вертолетного сообщения. На этот год мы надеемся, что как минимум 10 таких площадок будет заложено, и часть из них будет введена в эксплуатацию. Здесь имеется специфика, которая пока несвойственна стране в целом. В Подмосковье базируется примерно половина гражданских вертолетов России, поэтому этот сектор активно развивается. Мы специально проработали комплексную программу со строительством обслуживающих центров, заправок, мест размещения «Центроспаса». Таким образом, поддержка, которую мы оказываем бизнесу, не всегда требует денежного выражения, очень часто она заключается именно в подборе земельных участков, создании условий на подключение к газу, дорогам, электричеству и т.д. Когда все это делается легко, бизнес может спокойно работать и зарабатывать деньги.

– Развитие вертолетного сообщения наверняка поможет решить проблему с транспортной доступностью. Но ведь есть еще и ЦКАД. Новая экономическая ситуация не повлияла на реализацию проекта?

– Проект ЦКАД не сокращен. До 2018 года, по некоторым расчетам, первый, третий и четвертый пусковые комплексы должны быть сданы. И зона развития вокруг ЦКАД – это приоритетная зона развития области. Этот процесс только начинается. Сейчас в южной части нашей области, там, где располагаются Подольск и Домодедово, и в северной части – Солнечногорск, Дмитров – активно продвигаются инвестпроекты по освоению промышленных площадок. Было небольшое торможение в начале года, но сейчас инвесторы вернулись к своим планам. То есть ЦКАД можно назвать неким кольцом развития, которое в итоге позволит оттянуть движение рабочей силы от Москвы и тем самым частично решить проблемы пробок.

– Насколько сложно формировать такие проекты, сочетая возможности инвестора и региона, и имуниципалитета?

– Проект готовится с привлечением всех заинтересованных лиц. У нас в «Корпорации развития Московской области» есть даже специальная группа по подготовке проектов ГЧП. На стадии подготовки проектов привлекаются и финансовые инвесторы, и инфраструктурные инвесторы, и лица, которые могут эксплуатировать объект в течение какого-то промежутка времени. Например, сейчас готовится концепция легкорельсового транспорта. Это очень сложный проект. И, соответственно, в образованный консорциум входят и консультанты финансовые, и консультанты экономические, и те, кто знает, что такое архитектура, и т.д. Плюс действуют рабочие группы на уровне правительства области.

– И напоследок философский вопрос. Что необходимо для того, чтобы сложные инвестиционные проекты в регионе были успешно реализованы?

– Прежде всего нужна воля, желание достичь цели. То есть здесь стоит вопрос поступательного движения вперед. И, конечно же, важна команда, которая может выполнить поставленные задачи.

Поделиться