«Днесь вод освящается естество»: об одной из главных традиций в праздник Богоявления (Крещения Господня)
Праздник Крещения Господня (19 января) – особенный не только для воцерковленного христианина, но и для всякого человека, кому не чуждо ощущение святыни. В этот день и стар и млад стремятся в храм Божий для того, чтобы набрать освященной воды, которая не теряет своих изначальных свойств – свежести и чистоты – на протяжении десятков лет. Известен человек, который хранил у себя дома сосуд с крещенской водой, освященной московским протоиереем Павлом Лепехиным (1880–1960) в 50-е годы XX века. Эта вода оставалась прозрачной более 30 лет и не имела осадка.
В этот день похожими свойствами обладает и не освященная в храме вода. Вот что об этом пишет константинопольский чиновник Павел Силенциарий в своем «Описании храма Святой Софии» (ок. 563 г.), повествуя о большом мраморном фонтане, находившемся в центре атриума – огороженной колоннадой площади перед храмом:
«А в пространном дворе драгоценным стоит средоточьем чаша огромная, вся из иассийского камня. Там журчащий поток изливается, в воздух вздымая струи, из медной трубы исторгаемы с силой великой, струи, что лечат недуги, когда собираются люди в месяце златохитонном на празднество Тайны Господней: ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают. Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага гниль никогда не приемлет и не подвержена порче, хоть от истока вдали пребудет многие годы, долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина».
Чем же определяются подобные свойства воды, взятой в крещенские дни?
Вспомним о том, что в этот день принял Крещение в Иордане Господь наш Иисус Христос. Это событие имело особое действие на саму воду, в которую Господь погрузился. «Днесь вод освящается естество», – так повествует об этом песнопение праздника. Подобно тому, как если бы мы погрузили раскаленный металл в сосуд с водой, которая при этом сама станет теплой, воды Иордана восприняли те свойства Богочеловека, которые могли в себе отразить: чистоту, чудодейственность и определенную нетленность. Но поскольку все воды нашей планеты имеют единый источник, то это освящающее действие сообщается буквально всем источникам. Это дает нам повод говорить об освящении в этот день всего мироздания.
Почему мы так смело это утверждаем?
Потому, что повседневная жизнь всего живущего так или иначе связана с водой. Человек (и почти все живое) не только состоит по большей части из воды, но и ни единого дня не может без нее прожить. Изобилие воды – условие процветания человечества; от недостатка воды жизнь угасает. Следовательно, приобщение к Божественным энергиям именно водного естества – явление особенной милости Бога к сотворенному миру. И прежде всего обновляющее действие посредством воды сообщается человеку как венцу мироздания. Крещение Христово имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на человека. Водное естество, которое освятил Своим Крещением Господь, продолжает нести в себе Его освящающую силу.
Почему?
На этот вопрос может быть лишь один ответ: по бесконечной любви Бога к миру. Подобно тому, как в день Преображения на Фаворе все наблюдают необычное облако, напоминающее о том, которое почило на апостолах и их Учителе, в день Крещения Господня обновляется вода, не только напоминая о том событии, но и ввиду особого значения воды для мироздания, возобновляя всякий раз ту самую благодать.
Однако можем ли мы, вооружившись этими соображениями, говорить о том, что нет разницы между водой, освященной в храме, и той, что набрали из крана или колодца? Конечно, нет. Освященная в храме вода имеет особую силу: в богослужебных книгах она именуется «великой агиасмой» – «великой святыней». И отношение к ней должно быть соответствующее. Она бережно хранится в особом месте и употребляется с молитвой.
К сожалению, в народе сложилось неверное представление о том, что поскольку вода на Крещение освящается два раза (18 и 19 января), то следует различать «богоявленскую» и «крещенскую» воду. Некоторые приходят за водой два дня подряд, хранят ее в разных бутылках, опасаясь перепутать, и употребляют для разных целей. Подобные рассуждения – заблуждение! Освящение воды совершается по одному чину, над водой произносятся одни и те же молитвы. И «та», и «другая» вода является крещенской.
В заключение хочется напомнить о том, что, несмотря на чудодейственные свойства крещенской воды, степень воздействия на нас этой воды (как и любой другой святыни) соответствует нашему духовному состоянию. В Церкви нет места магии, волшебству, «тайному знанию». Вот как пишет об этом святитель Феофан Затворник:
«Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры), включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, – имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».
Молитва перед принятием святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.