Древнерусские традиции и европейское барокко: Богоявленский храм в деревне Баскачи
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC80Mi9lMy8xNjAyNjAwMzAxNDAxNzQyNTk5MDguanBn.webp)
На первых страницах книги историка, писателя Феликса Вельевича Разумовского «На берегах Оки: (от Серпухова до Каширы)» (1988) обозначены 10 основных архитектурных достопримечательностей живописной полосы, растянувшейся между двумя приокскими подмосковными городами: Серпуховом и Каширой. Последним пунктом в этом списке стала церковь Богоявления Господня в деревне Баскачи. Также этот храм вошел в число четырех наиболее значительных памятников церковного зодчества в окрестностях Каширы вместе с храмами Преображения на погосте Спас-Детчин (1874-1878), Рождества Богородицы в Завалье (1827) и Богоявления в Кокине (1794). Церковь в Баскачах была построена в 1752 году и, таким образом, является наиболее древней из этого ряда.
Храм Богоявления Господня примечателен редкой архитектурой, а деревня Баскачи, где он был возведен, – своей историей. Федор Разумовский писал об этом:
«Церковь Богоявления в Баскачах интересна вдвойне. Она расположена, судя по названию, в очень древнем селе (баскак – сборщик ханской дани), у самой бровки нагорного берега Оки. По своей архитектуре храм этот из разряда редких и примечательных».
Своеобразие этого памятника в том, что неизвестный зодчий в середине XVIII столетия соединил разнородные формы традиционного зодчества и нового для того времени в России европейского барокко.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC9lNi8wMy9pbmxpbmUtMTYwMjYwMDMwMzQ2NDUyOTkzOTg0LmpwZw.webp)
Название Баскачи указывало на то, что в древности здесь располагалась укрепленная ставка баскака – татарского сборщика дани и надзирателя за исполнением ханских указов. В центральных областях России есть около 20 топонимов, похожих по звучанию и, вероятно, также связанных с тюркскими завоевателями. Вдоль берега Оки недалеко от Баскачей сохранилось несколько названий урочищ со сходным смыслом: «Татарская крепость» и «Татарский бугор». По данным археологических исследований, в XII веке неподалеку существовал небольшой город-кремль Баскач (Котожель).
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC9jNS9jNC9pbmxpbmUtMTYwMjYwMDMwNDU3NjIzMzYzMzMzLmpwZw.webp)
К приходу Богоявленской церкви в XIX веке относились, кроме Баскачей, еще пять деревень: Горки, Хитровка, Новоселки, Хворостянка и Терново. В XVI веке центром этого прихода было село Терново с деревянной церковью Рождества Богородицы, но впоследствии она была упразднена. Приход, вероятно, был перенесен в Баскачи в 1570-х годах. Новый храм получил другое посвящение – в честь Богоявления Господня.
«Бесово, Руново – пронеси Бог здорово, а Терново да Баскач, хоть кругом обскачь».
Эту старинную поговорку с упоминанием населенных пунктов Каширского уезда опубликовал в своем знаменитом сборнике «Пословицы русского народа» в 1862 году писатель и этнограф Владимир Иванович Даль. Поговорка свидетельствовала о дурной славе Баскачей, как о притоне разбойников. Документально известно о каширских разбойниках второй половины XVII века Проньке Кропотове и его сообщниках Лихареве, Писареве и Крюкове, а молва говорила о легендарном атамане Кудеяре, чья шайка якобы действовала на западе Каширского уезда.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC80Zi8wMC9pbmxpbmUtMTYwMjYwMDMwNDY2OTc5ODkyMTUwLmpwZw.webp)
Сохранившийся в руинированном виде каменный храм Богоявления Господня был построен в 1752 году на средства помещиков князей Мещерских. Стольник Андрей Афанасьевич Мещерский, известный как участник Азовского похода Петра I в 1696 году, был погребен в приделе этого храма под стеной. Над склепом в храме была помещена следующая надпись:
«1743 г. дек. 11 д. преставился раб Божий стольник князь Андрей Афанасьевич Мещерский… жития его на свете было 101 год».
Вероятно, князь Мещерский начал строительство храма, а завершили богоугодное дело уже его наследники. По преданию, изначально храм должен был быть двухэтажным, но потомки скончавшегося храмоздателя завершили его в более простом виде.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC84OS8zNy9pbmxpbmUtMTYwMjYwMDMwNDk5MDA1OTIyNjEuanBn.webp)
Мещерские на протяжении нескольких веков были связаны с Баскачами: они указывались владельцами в писцовой книге 1578 года (это первое документальное упоминание населенного пункта). Баскачи принадлежали в то время нескольким владельцам: братьям Дуровым, князю Юрию Ивановичу Мещерскому-Плишкину и братьям Андрею и Ивану Никитовичам Мещерским. В XVII - XIX веках Баскачи часто меняли владельцев и, разделенные на части, имели их сразу несколько. В литературе встречаются фамилии Лихаревых, Дурасовых, Ильиных, Протасовых, Назарьевых, Сумбуловых, Толстых, Чаплыгиных, Масловых…
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC8xNi9mNC9pbmxpbmUtMTYwMjYwMDMwNDU1MDc2MzU4OTY0LmpwZw.webp)
Курьезный случай во второй половине XIX века положил начало деревне Хворостянке, которая изначально была частью Баскачей. Считается, что помещик Оболенский проиграл в карты часть своей собственности соседу-помещику Хотяинцеву. Деревня с тех пор стала называться Хотяно-Баскачи от фамилии нового владельца. Потом название сократилось до Хотянки, а со временем превратилось в Хворостянку. Хотяинцевы были богатыми землевладельцами в Каширском уезде. У одного из Хотяинцевых купил в 1830-х годах сельцо Даровое и деревню Черемошню Михаил Андреевич Достоевский – отец великого русского писателя.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC8zNi85MS9pbmxpbmUtMTYwMjYwMDMwNDQyNDQ0MDgxNjI4LmpwZw.webp)
Среди многих тульских помещиков, чьи имена связаны с храмом в Баскачах, особое место занимает Наталья Матвеевна Глушкова, которая владела приходским сельцом Новоселки. В 1857 году на ее средства в Богоявленском храме была расширена трапезная, в которой устроили два придела во имя святителя Николая Чудотворца и великомученика Никиты. Глушкова также выстроила из булыжника новую церковную ограду, а ветхий иконостас заменила на новый. Последними владельцами Баскачей до революции 1917 года были помещики Иван и Василий Татариновы, чья фамилия как бы напоминала о древнем тюркском происхождении деревни.
В 1929 году Богоявленский храм в Баскачах был закрыт, а в 1980-х годах заброшен.
Священник Евгений Муравьев, заместитель благочинного Каширского церковного округа:
– Ценность Богоявленского храма – в его старинной и редкой архитектуре. Это второй по "древности" храм г.о. Кашира. У него очень нетипичное для других каширских храмов строение, и будет очень печально, если не получится сохранить эту красоту для наших потомков. Несмотря на то, что с каждым днем здание храма неуклонно ветшает, каждое воскресенье мы служим там молебны, на которые приходят 10 - 15 человек. Я уверен, если начнутся работы по реставрации храма, это привлечет внимание еще большего количества прихожан. Ведь они увидят, что храм не забыт и имеет шанс на второе рождение.