Каждому звуку дали свой знак: жизнь и подвиг равноапостольных Кирилла и Мефодия
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC84OS9mNC8xNjAzNzM5NDAxMjg5Mzk0MTA2NzYuanBn.webp)
24 мая в православном календаре – День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей и просветителей славянских народов. Создав славянскую азбуку и переведя на славянский язык Евангелие, Псалтирь и первые богослужебные книги, они, как свечу в темное помещение, принесли модель мира, центральное место в которой занимает воплощенное Слово – Господь Иисус Христос.
«СЛАВЯНСКИЙ ПРОЕКТ» ВИЗАНТИИ
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC9mNi8yNC9pbmxpbmUtMTYwMzczOTQwMzE0MDA1NDE2OTM1LmpwZw.webp)
Надежда Тихонская, священник Александр Сухарев
Равноапостольные братья Мефодий (815–885) и Кирилл (827–869) родились и выросли в городе Фессалоники на территории Византийской империи. С разных сторон его окружали поселения славян, принадлежащих к различным племенам.
Мефодий до принятия монашества состоял архонтом (правителем) славянского княжества, находящегося в византийской юрисдикции, благодаря чему близко узнал нравы и обычаи славян и овладел их речью. В тексте приказа о назначении Мефодия сказано:
«… император, узнав его редкие способности, дал ему во владение славянское княжество – для того, чтобы он мог изучить все обычаи славянские и мало-помалу с ними свыкнуться, словно предвидел, что придется послать его учителем славянам и первым их архиепископом».
На рубеже VII–VIII веков Византии стали угрожать беспорядочные, опустошительные нападения пограничных объединений славян-язычников. И этому надо было всемерно противостоять.
– Огромный славянский мир, располагавшийся за северными границами империи, был важнейшим направлением для ее внешней политики, областью, где ее влияние могло в высочайшей степени усилиться через приобщение славян к основному благу культурного мира – письменности, – отмечал греческий ученый Антоний-Эмиль Тахиаос (1931–2018).
Где располагался «научный центр», которому поручалась разработка письменности для славян?
В житии Кирилла и Мефодия говорится:
«Спустя некоторое время Константин [в монашестве Кирилл] отрекся от мира и жил в уединении и безмолвии, внемля себе одному и ничего не оставляя на завтрашний день, возлагая надежду на Одного Бога».
На основании этих строк принято утверждать, что на малоазийской монашеской горе Олимп в 50-х годах IX века святой Кирилл и его брат святой Мефодий приступили к трудам по созданию славянского письма.
СОТВОРЕНИЕ ЯЗЫКА
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC81ZC8wZS9pbmxpbmUtMTYwMzczOTQwMzYzMDUyNzUzMDA0LmpwZw.webp)
Первостепенной задачей было изобретение алфавита. Найти звуковой состав языка, разработать буквенные обозначения звуков, рассмотреть все известные стихийные опыты записи славянской речи, сделать сравнительный анализ алфавитов других языков. Затем – создать собственно славянский текст, выработать подход к переводу, определить его важнейшие принципы и решить вопрос о наличии творческого элемента. Сохранился в переводе на церковнославянский отрывок вступления, написанного Кириллом на греческом языке к первой переведенной книге – богослужебному Евангелию. В нем выдвигается главный принцип перевода – смысловой, верность духу прежде всего, а не букве.
Равноапостольным братьям и их сотрудникам предстояло заложить основы не просто литературного общеславянского языка, но в первую очередь языка, возвышенного над земной обыденностью, предназначенного для богообщения.
Из сказания Храбра Черноризца «О письменах» (Болгария, Преславская книжная школа, конец IX – начало X века):
«Бог-человеколюбец, который правит всем и не оставляет и человеческого рода без знания, но всех приводит к познанию и спасению, помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, названного Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал он для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью».
СЛОВО ФИЛОСОФИИ
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC9lMC8zMi9pbmxpbmUtMTYwMzczOTQwMzgwMzM0MTI3MjkzLmpwZw.webp)
На земле нет оружия сильнее, чем слово. Рожденное во глубине сердца, прошедшее проверку чувством и разумом, слово творит и разрушает, приносит жизнь и смерть. Помните, у Гумилева: «солнце останавливали словом, словом разрушали города». Сейчас, когда мир производит больше слов, чем когда бы то ни было, странно думать, что когда-то было иначе.
Но «иначе» – было всегда. Ведь только мысль и порожденное ей слово, по-гречески «логос», – будь то в виде понятия или суждения – дают человеку право называться «разумным». Мыслить – и вправду значит существовать – не для того только, чтобы добывать пропитание или искать свое место в социальной иерархии. Помыслить или сказать слово – значит приобщиться к недоступной для глаза реальности, которая, однако, придает форму и смысл всему бытию. Интуиция разумного начала, которое объединяет все существующее, была у людей всегда. Но услышать ее, сделав своей собственной, почти никому не удавалось.
«Необходимо следовать всеобщему, – говорит Гераклит. – Но хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание».
Философский логос соединяет весь мир и сообщает ему иное, надмирное, начало. Слово как бы посредник между небом и землей – тем, что не может быть высказано, и тем, что изъясняется на человеческом языке.
СЛОВО ВЕТХОГО ЗАВЕТА
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC80NC8xMS9pbmxpbmUtMTYwMzczOTQwMzI1NTE2NTgzNDYxLmpwZw.webp)
Картина мира, которую предлагает Библия, использует эту философскую интуицию, но при этом делает еще один шаг: называет ее источник. Разумное начало Писания – это не умная абстракция, а живой Бог, Создатель Вселенной. В первой же главе Библии, в книге Бытия, десять повествований о сотворении мира начинаются словами: «И сказал Господь». Слово Бога не утрачивает свою силу, в нем нет паузы между произносимым и результатом. Сказанное однажды, Его слово до сих пор удерживает мир от хаоса.
Но Бог не просто создает мир и удаляется на покой. Он не только Конструктор, создающий сложные механизмы. Главный мотив создания мира – любовь. На первый взгляд сухая формулировка преподобного Иоанна Дамаскина говорит об этом удивительно точно:
«Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости».
Слово действует, потому что его движет энергия любви. Вся Библия посвящена тому, как Божие слово звучит в истории. И тому, как человек откликается на него.
Как это происходит?
Во-первых, Бог обращается к патриархам или пророкам напрямую. Вот Он предупреждает Адама, чтобы тот не вкушал от древа познания добра и зла; вот Он взывает к Моисею изнутри горящего тернового куста; вот Он обещает Аврааму, что умножит его семя, как звезды или морской песок; вот Он посылает пророка Исаию возвестить Свою волю непослушному народу. Слово Бога всегда сбывается, даже если Он не спешит его исполнить.
Во-вторых, Бог заключает со Своим народом договор, или Завет, который сегодня называется «Ветхим». Слово Божие становится устным, а потом и писаным законом. Моисей говорит народу:
«Храните и исполняйте законы, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный».
В этом договоре Бог проявляет Себя как Ревнитель, не терпящий ни идолопоклонства, ни убийства, ни лжи, ни пренебрежительного отношения к ближним. Не исполнить закон – значит нарушить обещание. Преступления заслуживают наказания, иногда очень строгого. А в случае соблюдения договора Бог обещает Своему народу помощь и заступление.
Но было в ветхозаветные времена еще одно, не совсем обычное учение. Корни его уходят в литературу мудрецов Ближнего Востока. Речь об учении о Премудрости, посредством которой Бог сотворил мир. Слово здесь – не приказ, не повеление, не договор. Это нечто, что пребывает с Богом всегда – как мысль или даже дух, который эту мысль животворит:
«С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим».
Премудрость посвящена в некую божественную тайну: она «таинница ума Божия и избирательница дел Его», «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя»; «отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его».
В иконописной традиции Церкви есть довольно известный сюжет, который называется «Премудрость создала Себе дом». Премудрость изображается в виде Ангела, восседающего на троне, а иногда – в виде Богоматери с Младенцем, стоящей в доме и простирающей руки к небу. Эти изображения подводят нас к ответу на вопрос о тайне премудрости: Премудрость – это Сам Христос, Сын Божий, второе Лицо Троицы. Он и есть то Слово, которое стало человеческой плотью и обитало среди людей, полное благодати и истины; то самое Слово, которое было у Бога всегда, прежде создания мира; то Слово, Которым Он сотворил мир.
Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в IV веке императором Константином Великим. В XI веке на территории тогда еще полуязыческой Руси были построены три Софийских храма: в Киеве, Новгороде и Полоцке.
СЛОВО ВОПЛОЩЕННОЕ
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMC8xMC85Zi85Zi9pbmxpbmUtMTYwMzczOTQwMzE2NTc0NTEyNTQ0LmpwZw.webp)
Евангелие от Иоанна сразу начинается с темы Божественного Слова:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть».
Сын и Слово здесь представлены как одно целое. Бог сотворил мир Словом, Словом действует в нем, а когда мир стал окончательно рассыпаться, посылает Своего Сына, чтобы этот мир спасти. Бог-Отец говорит с человечеством через Сына, через Свою воплощенную Премудрость (отсюда, кстати, образ Премудрости-Ангела, Вестника благой воли). И несмотря на то что земная жизнь Христа окончилась видимым поражением, Своим Воскресением Он уничтожил стену, которая разделяла Бога и человека, преступившего божественный закон.
Кровью Богочеловека Христа Бог скрепляет с народом новый договор, новый Завет. В нем уже нет указаний на то, как приносить жертвы или какое наказание следует за то или иное преступление. В нем есть только одна заповедь:
«Да любите друг друга, как Я возлюбил вас».
Семя, упавшее в землю, умерло – но принесло много плода. Слово Божие, которое было вверено простым рыбакам, росло и распространялось. Даже гонения были ему на пользу. Слово, сказанное с убежденностью свидетеля, привлекало своей безыскусной, правдивой прямотой. В нем не было лукавства, зазнайства, давно известных банальностей. В нем была сила живого Бога, который продолжает говорить с людьми и ждет их ответа.