Каждому звуку дали свой знак: жизнь и подвиг равноапостольных Кирилла и Мефодия

24 мая в православном календаре – День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей и просветителей славянских народов. Создав славянскую азбуку и переведя на славянский язык Евангелие, Псалтирь и первые богослужебные книги, они, как свечу в темное помещение, принесли модель мира, центральное место в которой занимает воплощенное Слово – Господь Иисус Христос.

«СЛАВЯНСКИЙ ПРОЕКТ» ВИЗАНТИИ

Надежда Тихонская, священник Александр Сухарев

Равноапостольные братья Мефодий (815–885) и Кирилл (827–869) родились и выросли в городе Фессалоники на территории Византийской империи. С разных сторон его окружали поселения славян, принадлежащих к различным племенам.

Мефодий до принятия монашества состоял архонтом (правителем) славянского княжества, находящегося в византийской юрисдикции, благодаря чему близко узнал нравы и обычаи славян и овладел их речью. В тексте приказа о назначении Мефодия сказано:

«… император, узнав его редкие способности, дал ему во владение славянское княжество – для того, чтобы он мог изучить все обычаи славянские и мало-помалу с ними свыкнуться, словно предвидел, что придется послать его учителем славянам и первым их архиепископом».

На рубеже VII–VIII веков Византии стали угрожать беспорядочные, опустошительные нападения пограничных объединений славян-язычников. И этому надо было всемерно противостоять.

– Огромный славянский мир, располагавшийся за северными границами империи, был важнейшим направлением для ее внешней политики, областью, где ее влияние могло в высочайшей степени усилиться через приобщение славян к основному благу культурного мира – письменности, – отмечал греческий ученый Антоний-Эмиль Тахиаос (1931–2018).

Где располагался «научный центр», которому поручалась разработка письменности для славян?

В житии Кирилла и Мефодия говорится:

«Спустя некоторое время Константин [в монашестве Кирилл] отрекся от мира и жил в уединении и безмолвии, внемля себе одному и ничего не оставляя на завтрашний день, возлагая надежду на Одного Бога».

На основании этих строк принято утверждать, что на малоазийской монашеской горе Олимп в 50-х годах IX века святой Кирилл и его брат святой Мефодий приступили к трудам по созданию славянского письма.

СОТВОРЕНИЕ ЯЗЫКА

Первостепенной задачей было изобретение алфавита. Найти звуковой состав языка, разработать буквенные обозначения звуков, рассмотреть все известные стихийные опыты записи славянской речи, сделать сравнительный анализ алфавитов других языков. Затем – создать собственно славянский текст, выработать подход к переводу, определить его важнейшие принципы и решить вопрос о наличии творческого элемента. Сохранился в переводе на церковнославянский отрывок вступления, написанного Кириллом на греческом языке к первой переведенной книге – богослужебному Евангелию. В нем выдвигается главный принцип перевода – смысловой, верность духу прежде всего, а не букве.

Равноапостольным братьям и их сотрудникам предстояло заложить основы не просто литературного общеславянского языка, но в первую очередь языка, возвышенного над земной обыденностью, предназначенного для богообщения.

Из сказания Храбра Черноризца «О письменах» (Болгария, Преславская книжная школа, конец IX – начало X века):

«Бог-человеколюбец, который правит всем и не оставляет и человеческого рода без знания, но всех приводит к познанию и спасению, помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, названного Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал он для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью».

СЛОВО ФИЛОСОФИИ

На земле нет оружия сильнее, чем слово. Рожденное во глубине сердца, прошедшее проверку чувством и разумом, слово творит и разрушает, приносит жизнь и смерть. Помните, у Гумилева: «солнце останавливали словом, словом разрушали города». Сейчас, когда мир производит больше слов, чем когда бы то ни было, странно думать, что когда-то было иначе.

Но «иначе» – было всегда. Ведь только мысль и порожденное ей слово, по-гречески «логос», – будь то в виде понятия или суждения – дают человеку право называться «разумным». Мыслить – и вправду значит существовать – не для того только, чтобы добывать пропитание или искать свое место в социальной иерархии. Помыслить или сказать слово – значит приобщиться к недоступной для глаза реальности, которая, однако, придает форму и смысл всему бытию. Интуиция разумного начала, которое объединяет все существующее, была у людей всегда. Но услышать ее, сделав своей собственной, почти никому не удавалось.

«Необходимо следовать всеобщему, – говорит Гераклит. – Но хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание».

Философский логос соединяет весь мир и сообщает ему иное, надмирное, начало. Слово как бы посредник между небом и землей – тем, что не может быть высказано, и тем, что изъясняется на человеческом языке.

СЛОВО ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Картина мира, которую предлагает Библия, использует эту философскую интуицию, но при этом делает еще один шаг: называет ее источник. Разумное начало Писания – это не умная абстракция, а живой Бог, Создатель Вселенной. В первой же главе Библии, в книге Бытия, десять повествований о сотворении мира начинаются словами: «И сказал Господь». Слово Бога не утрачивает свою силу, в нем нет паузы между произносимым и результатом. Сказанное однажды, Его слово до сих пор удерживает мир от хаоса.

Но Бог не просто создает мир и удаляется на покой. Он не только Конструктор, создающий сложные механизмы. Главный мотив создания мира – любовь. На первый взгляд сухая формулировка преподобного Иоанна Дамаскина говорит об этом удивительно точно:

«Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости».

Слово действует, потому что его движет энергия любви. Вся Библия посвящена тому, как Божие слово звучит в истории. И тому, как человек откликается на него.

Как это происходит?

Во-первых, Бог обращается к патриархам или пророкам напрямую. Вот Он предупреждает Адама, чтобы тот не вкушал от древа познания добра и зла; вот Он взывает к Моисею изнутри горящего тернового куста; вот Он обещает Аврааму, что умножит его семя, как звезды или морской песок; вот Он посылает пророка Исаию возвестить Свою волю непослушному народу. Слово Бога всегда сбывается, даже если Он не спешит его исполнить.

Во-вторых, Бог заключает со Своим народом договор, или Завет, который сегодня называется «Ветхим». Слово Божие становится устным, а потом и писаным законом. Моисей говорит народу:

«Храните и исполняйте законы, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный».

В этом договоре Бог проявляет Себя как Ревнитель, не терпящий ни идолопоклонства, ни убийства, ни лжи, ни пренебрежительного отношения к ближним. Не исполнить закон – значит нарушить обещание. Преступления заслуживают наказания, иногда очень строгого. А в случае соблюдения договора Бог обещает Своему народу помощь и заступление.

Но было в ветхозаветные времена еще одно, не совсем обычное учение. Корни его уходят в литературу мудрецов Ближнего Востока. Речь об учении о Премудрости, посредством которой Бог сотворил мир. Слово здесь – не приказ, не повеление, не договор. Это нечто, что пребывает с Богом всегда – как мысль или даже дух, который эту мысль животворит:

«С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим».

Премудрость посвящена в некую божественную тайну: она «таинница ума Божия и избирательница дел Его», «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя»; «отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его».

В иконописной традиции Церкви есть довольно известный сюжет, который называется «Премудрость создала Себе дом». Премудрость изображается в виде Ангела, восседающего на троне, а иногда – в виде Богоматери с Младенцем, стоящей в доме и простирающей руки к небу. Эти изображения подводят нас к ответу на вопрос о тайне премудрости: Премудрость – это Сам Христос, Сын Божий, второе Лицо Троицы. Он и есть то Слово, которое стало человеческой плотью и обитало среди людей, полное благодати и истины; то самое Слово, которое было у Бога всегда, прежде создания мира; то Слово, Которым Он сотворил мир.

Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в IV веке императором Константином Великим. В XI веке на территории тогда еще полуязыческой Руси были построены три Софийских храма: в Киеве, Новгороде и Полоцке.

СЛОВО ВОПЛОЩЕННОЕ

Евангелие от Иоанна сразу начинается с темы Божественного Слова:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть».

Сын и Слово здесь представлены как одно целое. Бог сотворил мир Словом, Словом действует в нем, а когда мир стал окончательно рассыпаться, посылает Своего Сына, чтобы этот мир спасти. Бог-Отец говорит с человечеством через Сына, через Свою воплощенную Премудрость (отсюда, кстати, образ Премудрости-Ангела, Вестника благой воли). И несмотря на то что земная жизнь Христа окончилась видимым поражением, Своим Воскресением Он уничтожил стену, которая разделяла Бога и человека, преступившего божественный закон.

Кровью Богочеловека Христа Бог скрепляет с народом новый договор, новый Завет. В нем уже нет указаний на то, как приносить жертвы или какое наказание следует за то или иное преступление. В нем есть только одна заповедь:

«Да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Семя, упавшее в землю, умерло – но принесло много плода. Слово Божие, которое было вверено простым рыбакам, росло и распространялось. Даже гонения были ему на пользу. Слово, сказанное с убежденностью свидетеля, привлекало своей безыскусной, правдивой прямотой. В нем не было лукавства, зазнайства, давно известных банальностей. В нем была сила живого Бога, который продолжает говорить с людьми и ждет их ответа.

Поделиться