Нерукотворный Образ из детства Натальи Гончаровой: Спасский храм в Ильицино
Каменная церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Ильицино была построена в 1786 году на средства помещицы Екатерины Андреевны Гончаровой – прабабушки супруги А.С. Пушкина Натальи Николаевны. Имение Ильицино-Знаменское в Зарайском уезде принадлежало роду Гончаровых с 1770 по 1917 год. Хотя детство Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской в большей мере было связано с родительскими поместьями в селе Ярополец Волоколамского уезда и Полотняным заводом в Калужской губернии, будущая жена поэта проводила летние месяцы и в Ильицино. После 1917 года Спасский храм был закрыт, внутреннее убранство утрачено, разрушена до основания колокольня.
Родоначальником некогда богатой фамилии, к которой принадлежала супруга Александра Сергеевича Пушкина, был смекалистый калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров (1683 – 1788). Ему принадлежали парусинные и полотняные фабрики и 75 вотчин в разных российских губерниях. В 1770 году Гончаров прибрел имение Ильицино-Знаменское в Зарайском уезде Рязанской губернии, получившее название по деревянной церкви Знамения Пресвятой Богородицы. Эту первую церковь построили еще в 1700 году прежние владельцы села помещики Лихаревы.
Афанасий Абрамович Гончаров был одним из первопроходцев русской промышленности в начале XVIII столетия. Талантливый крестьянин-самородок обратил на себя внимание царя Петра I, при поддержке которого основал в Калужской губернии первый завод, изготовлявший полотно для парусных кораблей. Главное имение Гончаровых с тех пор получило имя Полотняного завода. Петр I состоял в переписке с Гончаровым, лично подыскивал ему мастеров в Голландии и готов был помогать новому предприятию средствами из казны.
«Работая не покладая рук, развивая насажденное им производство, Афанасий Гончаров умер, на твердом основании упрочив свое богатство», – писала Александра Арапова в очерках 1907 года о детстве Натальи Николаевны (своей матери) и преданиях семьи Гончаровых.
Сын Афанасия Гончарова Николай унаследовал от отца трудолюбие и предпринимательский талант. При нем состояние Гончаровых еще более укрепилось и возросло. Супруга Николая Афанасьевича Екатерина Андреевна Гончарова в 1786 году выстроила в имении Ильицино новый каменный храм вместо ветхой церкви помещиков Лихаревых. Это случилось всего через год после смерти мужа. Главный престол храма был освящен в честь Спаса Нерукотворного Образа, а один из боковых приделов в память о старом деревянном храме стал Знаменским.
Наследовал огромное состояние Гончаровых со временем единственный сын Николая Афанасьевича и Екатерины Андреевны Афанасий. Он был назван в честь деда, но по характеру не был похож на него. Избалованный отпрыск богатой семьи с юных лет стал тратить собранное отцом и дедом состояние на роскошь и увеселения. Афанасий Николаевич завел славившуюся на всю империю «гончаровскую охоту», собрал оркестр, возвел роскошные постройки в Полотняном заводе и вычурно обставил комнаты, намереваясь принять в усадьбе саму Екатерину II. После того, как жена расточительного помещика заболела душевным расстройством, Гончаров стал тратить огромные деньги на содержание сменявших друг друга любовниц. Афанасия Гончарова как будто не заботило будущее его единственного сына Николая – отца Натальи Николаевны Гончаровой.
Однажды Афанасий Гончаров признался уже взрослому Николаю, что финансовое положение дел на заводе и в имениях близко к катастрофе. Сбросив на неопытного сына бремя проблем, отец решил уехать заграницу. В его отсутствие за пять лет Николай Афанасьевич сумел, однако, поправить дела: долги были выплачены, расхищение барского имущества прекратилось, а фабрики вновь стали приносить прибыль.
27 августа 1812 года, на следующий день после Бородинского сражения у Николая Гончарова родилась дочь Наталья. Это счастливое событие совпало с началом череды семейных несчастий. Нашествие Наполеона подорвало только что приведенное с большим трудом в порядок экономическое благополучие Гончаровых, но хуже того – в Россию неожиданно вернулся легкомысленный отец Афанасий Николаевич. Старик не только принялся с новой силой тратить деньги, но и из зависти к сыну отстранил его от управления заводами и имениями. Подавленный и униженный Николай Афанасьевич Гончаров стал в буквальном смысле сходить с ума – сказалась несчастливая наследственность матери. С каждым годом у него усиливались припадки, во время которых он обрушивался с гневом на жену и детей. Наталья Николаевна Гончарова – будущая жена поэта – росла в мрачной обстановке родительского дома в Москве, постоянно опасаясь как полубезумного отца (однажды он бросился на дочь с ножом), так и строгой матери Натальи Ивановны.
Вот что писала Александра Арапова об этой несчастливой семье:
«Переживаемые испытания оставляли двойственный и как бы друг другу противоречащий след на характере Натальи Ивановны (матери Натальи Николаевны). Ее религиозность принимала с годами суровый, фанатичный склад, ее нрав словно ожесточался, и строгость относительно детей, а дочерей в особенности, принимала раздражительный, придирчивый оттенок…Все свободное время проводила она на своей половине, окруженная монахинями и странницами… В самом строгом монастыре молодых послушниц не держали в таком слепом повиновении, как сестер Гончаровых».
Беспечный Афанасий Николаевич Гончаров, поступки которого подтолкнули сына к безумию, очень полюбил свою внучку Ташу – так он ласково называл Наталью. До шестилетнего возраста избранница Пушкина росла совсем в иной обстановке дедовского имения в Полотняном заводе. Афанасий Гончаров души не чаял в девочке: покупал ей самые дорогие игрушки и наряды, доставлял к столу любые сладости. Каждое желание Натальи немедленно исполнялось в доме старика. «Она росла, словно сказочная принцесса в волшебном царстве», – писала ее дочь. Самые лучшие воспоминания детства были связаны у Натальи Николаевны с жизнью в усадьбе деда.
Будучи уже 16-летней девушкой (незадолго до знакомства с Пушкиным) Наталья писала Афанасию Николаевичу Гончарову такие строки из зарайского имения Ильицино:
«Любезный Дединька! Я воспользоваюсь сим случаем, дабы осведомиться о вашем здоровии и поблагодарить вас за милость, которую вы нам оказали, позволив нам провести лето в Ильицино. Я очень жалею, любезный Дединька, что не имею щастия провести с вами несколько времени, подобно Митиньки. Но в надежде скоро вас видеть, целую ваши ручки и остаюсь навсегда ваша покорная внучка».
Спасская церковь – единственная сохранившаяся постройка подмосковного имения Гончаровых Ильицино, которое остается малоизвестным местом, связанным с семьей великого русского поэта. Однако, по словам Ирины Ободовской и Михаила Дементьева, авторов нескольких книг о семье Александра Пушкина, именно на зарайской земле больше всего нравилось проводить летние месяцы семье Гончаровых:
«Летом Наталья Ивановна с детьми уезжала за город, в Ярополец или иногда в Полотняный завод, к деду. Но больше всего ей и детям нравилось бывать в Ильицине. Это богатое красивое поместье привлекало своим огромным парком, фруктовыми садами и прекрасно налаженным хозяйством… Летние каникулы, особенно в Ильицине, были прекрасной отдушиной и для детей, и для Натальи Ивановны».
Спасский храм, «восьмерик на четверике», выстроен в классическом стиле. Здание имело изысканное архитектурное убранство, состояло из фронтонов, колонн, медальонов и каменного орнамента. Не уступало внешнему и внутреннее убранство – изумительной красоты резной иконостас, множество икон в серебряных окладах, богатая роспись сводов и стен.
В советское время храм был осквернен, колокольня взорвана, склеп разграблен. В церковном здании размещалась мастерская по ремонту тракторов.
В 1999 году при Спасской церкви создана немногочисленная церковная община. В храме служатся молебны и панихиды, в дни престольных праздников совершается Божественная литургия.