Николай Чудотворец, княгиня-мученица Евпраксия и князь-герой Пожарский: Никольский собор в Зарайске

Пятиглавый каменный собор Николая Чудотворца в городе Зарайске был возведен в 1681 году, однако летописное сказание относит постройку первой церкви на этом месте к первой половине XIII века. Зарайский собор на протяжении веков был местом, где хранилась великая святыня – образ Николая Чудотворца из города Корсуни. Древняя икона, получившая впоследствии имя Николы Зарайского, после закрытия храма в советские годы была перевезена на хранение в Москву. В 2013 году подмосковная святыня вернулась на свое историческое место в Зарайск.

Дореволюционные исследователи старины полагали, что основание Зарайска в XIII веке было обусловлено не военно-стратегическими условиями средневекового градостроительства, а выводилось из иных – религиозных, духовных начал. Из-за своего географического положения Зарайск не мог стать важным оборонительным укреплением Рязанского княжества, в состав которого тогда входил. Таким образом, город возник на этом месте благодаря чудесному явлению иконы Николая Чудотворца из Корсуни.

Из летописного сказания мы знаем, что икона святителя Николая (названная впоследствии Николой Зарайским) прибыла из Крыма. В 1224 году греческому священнику Евстафию из Корсуни (так называли на Руси город Херсонес – теперь древние руины вблизи Севастополя) было видение, в котором святитель Николай Мирликийский повелел ему взять икону и вместе с женой и сыном отправиться в землю Рязанскую. Евстафий усомнился в истинности видения, тем более что он никогда не слышал о такой стране. Святой явился Евстафию второй раз, настойчиво требуя от него собираться в путь, но и тогда священник не исполнил слов Угодника. В третий раз святитель Николай стал буквально толкать Евстафия в бока, побуждая немедленно идти «яко на восток». Священник вновь не послушал зова к странствиям и наконец был наказан за это слепотой. Сильно испугавшись, Евстафий дал обет отправиться в путь и получил исцеление.

Святой Николай повелел священнику Евстафию выдвинуться в Рязань по воде через Днепр, Балтийское море, минуя немецкие земли и Новгород. Здесь скитальца ждало новое препятствие: жена Евстафия, изнуренная длительным путешествием, захотела остаться в Новгороде и даже пыталась скрыться от мужа. За дерзкий поступок она была поражена болезнью, но, раскаявшись, получила исцеление. Вместе с иконой семья из Корсуни двигалась через русские города, являя много чудес, и наконец прибыла в Рязанское княжество. Не зная никого в чужой земле, не имея ни крова, ни хлеба, священник стал было роптать, но навстречу ему выехал молодой князь Федор Юрьевич. Он увидел необычную картину: изнуренного долгим путешествием грека с иконой в руках, от которой исходило сияние, подобное солнечному. 29 июля (11 августа по новому стилю) 1225 года благочестивый князь принял образ святителя Николая в свои владения.

О пришельце из далекой страны с чудотворной иконой Николая Чудотворца вскоре узнали отец Федора Юрьевича рязанский князь Юрий Ингваревич и епископ Евфросин Святогорец. Они прибыли на поклонение святыне, а затем Юрий Ингваревич велел заложить на берегу реки Осетр особую церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Здесь и была помещена икона, а грек Евстафий стал служить в этом храме. Вокруг Никольской церкви начал расти нынешний город Зарайск. Изначально он назывался Красным и городом Святого Николы Корсунского, а впоследствии получил имя Зарайск (град Заразский), связанное с древним летописным сказанием о княгине Евпраксии.

Через несколько лет после принесения иконы из Корсуни князь Федор Юрьевич женился на греческой царевне Евпраксии, которая родила ему сына Иоанна. В 1237 году все трое стали жертвами монгольского хана Батыя, вторгшегося в русские земли с юго-востока. Рязанский князь Юрий Ингваревич, видя бессмысленность сопротивления, послал в орду сына Федора, чтобы умилостивить захватчика богатыми подарками. Однако это не помогло: Федор был казнен Батыем за отказ отправить к нему в наложницы «на ложе» свою супругу Евпраксию. Узнав о гибели мужа и об угрозе чести, гордая княгиня взяла младенца Иоанна на руки и бросилась из окна высокого терема. В летописи употреблено старославянское слово «заразися», что в переводе означает «разбилась насмерть». Это слово, по одной из версий, и дало имя городу Зарайску, где трагически скончалась княгиня и ее малолетний сын.

Впоследствии тело Федора Юрьевича было перевезено в Зарайск и погребено рядом с супругой и сыном возле Никольского собора. Федор, Евпраксия и сын их Иоанн почитаются Русской Православной Церковью как святые благоверные князья, Зарайские мученики. В 1665 году стольник Никита Григорьевич Гагарин – один из представителей рода владельцев богатых поместий в Зарайском уезде – возвел каменные кресты и сень над могилами князей-мучеников.

Татаро-монгольское нашествие, набеги крымцев, вторжение польско-литовских банд не погубило древнюю корсунскую святыню – икону Николая Зарайского. Реликвию оберегал род греческого священника Евстафия, который закрепился в Зарайске на протяжении 335 лет. Как указано в «Великих Четьях-Минях» святителя Макария (архиепископ Новгородский в 1526–1542 годах, митрополит Московский и всея Руси в 1542–1563 годах, канонизирован в лике святителей на Поместном соборе Русской Православной церкви в 1988 году. – Прим. ред.), все потомки грека на протяжении девяти поколений становились священниками и последовательно, передавая служение от отца к сыну, занимали место настоятеля собора Зарайска.

Среди служителей Никольского храма был еще один выдающийся священник, о котором следует сказать отдельно, – Дмитрий Леонтьев. Скорее всего, он уже не был потомком Евстафия, поскольку жил в начале XVII столетия, когда этот славный род пресекся. Козьма Иванович Аверин, купеческий сын, уроженец Зарайска, любитель древностей (член Московского общества истории и древностей российских) и, кроме того, ктитор Иоанно-Предтеческого собора в Зарайском кремле, составил в 1836 году «Историческое известие о жизни и деяниях Димитрия, протоиерея зарайского Николаевского собора». Аверин писал, что зарайский священник «достоин занять место в истории с именами Пожарского, Минина, Гермогена и Палицына, оказавших незабвенные услуги Отечеству в то бедственное для России время».

Дмитрий Леонтьев верно служил Отечеству в период Смуты. В марте 1608 года литовский воевода Лисовский взял город Зарайск, убив множество местных воинов, а также пришедших на помощь бойцов из Рязани и Арзамаса. Захватчик велел насыпать курган на месте огромной могилы, где нашли последнее пристанище поверженные защитники города, а сам двинулся на Москву. При этом Лисовский пленил соборного протоиерея Дмитрия Леонтьева, который своим авторитетом убеждал жителей подчиняться законной власти. Затем литовский воевода захватил Коломну, взяв в плен другого храброго служителя Церкви – коломенского епископа Иосифа. Удача изменила захватчику на подходах к Москве: его силы были разбиты царскими войсками, оба пленника освобождены, а впоследствии представлены самому царю Василию Шуйскому. Видимо, на этой встрече зарайский священник рассказал о чудотворной иконе Николая Угодника и царь велел изготовить для образа богатый оклад с жемчугом и драгоценными камнями. На этом окладе, украшавшем городскую святыню до революции, были выбиты изображения девяти святых, включая великомученика Димитрия Солунского и преподобного Димитрия Прилуцкого – небесных покровителей князя Дмитрия Пожарского и зарайского протоиерея Дмитрия Леонтьева.

В феврале 1610 года воеводой в Зарайск был назначен князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642, русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения (1611–1613), освободившего Москву от польско-литовских оккупантов. – Прим. ред.). Большая часть жителей города, подстрекаемые изменниками, принуждали нового воеводу сдать город войскам самозванца, но стойкий князь пошел против их воли. Он нашел поддержку в лице побывавшего во вражеском плену протоиерея Никольского собора Дмитрия Леонтьева. Гарнизон Пожарского вместе с храбрым священнослужителем заперся в стенах Зарайского кремля. Священник словом укреплял Дмитрия Михайловича и благословил его не щадя жизни сражаться за Отечество.

Заслуги зарайского протоиерея были высоко оценены после победы над поляками и самозванцами: в 1613 году протопоп Дмитрий Леонтьев вместе с рязанским епископом Феодорином в качестве посла отправился в Кострому к Михаилу Федоровичу Романову, избранному новым русским царем. От лица зарайцев он подписал грамоту об избрании монарха. До революции в Никольском соборе хранился старинный список Федоровской Божией Матери, который, по мнению историка Козьмы Аверина (1799–1849, российский историк, археолог, любитель и знаток русских древностей. – Прим. ред.), велел сделать Дмитрий Леонтьев в Костроме в память об историческом событии избрания царя Михаила на всероссийский престол.

Каменный кремль, Никольский собор и его святыня во все времена привлекали в Зарайск любителей старины. В мае 1891 года, проезжая из родовой усадьбы Кусково в имение Серебряные Пруды, Зарайск посетил известный коллекционер и историк граф Сергей Дмитриевич Шереметев. Сев на ночной поезд Рязанской железной дороги, он утром прибыл в город святого Николая – в то время здесь еще функционировал пассажирский железнодорожный вокзал. В день приезда графа праздновался Никола вешний – престольный праздник соборного храма. Помолившись за торжественной службой, граф записал следующие строки:

«Утешительно было видеть, как доныне почитается икона св. Николая. Все, и старый и малый, с благоговением подходили к ней прикладываться. Таким образом, не порвалась заветная цепь преданий, связующая современное поколение с древним Корсунем».

Покидая город, граф Шереметев записал свое последнее впечатление:

«Оглянешься еще раз – и древний Зарайск с своим кремлем кажется вам сказочным городом; скоро он исчезнет совсем – и перед вами одна большая дорога с однообразною вереницею нагнувшихся ив…»

Не прервалась традиция почитания зарайской святыни и в наше время. В 2013 году древний образ Николая Чудотворца был возвращен в Зарайск из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве, где он хранился в советские годы.

Благочинный Зарайского церковного округа протоиерей Петр Спиридонов:

– Никольский собор является сердцем Зарайского кремля и тем самым местом, о котором сказал Николай Чудотворец: «Я хочу здесь пребывать моим образом, и творить чудеса, и прославить это место». Первый деревянный Никольский собор был построен на том самом месте, где сейчас стоит собор XVII века. Во времена смутных гонений он был местом собирательным. Посетить Николая Чудотворца приходили не только богомольцы и простые паломники, но и великие князья и цари. Так, например Дмитрий Пожарский был воеводой нашего города и присягал на верность Отечеству именно в Никольском соборе. Сегодня святыня восстанавливается, ведутся внутренние работы, предстоит реставрация иконостаса.