Предтеча второго пришествия Христа: о сути служения пророка Илии
В Евангелии сказано: прежде чем начать строительство, сядь и рассчитай, хватит ли у тебя средств на его завершение. А что бывает, когда человек решается забыть о себе и бросается в дело с головой, не думая о последствиях? Кто-то называет таких людей глупцами, кто-то – героями, а апостол Павел смело говорит: «Мы безумны Христа ради». В Священном Писании много примеров того, как человек выходит за пределы бытового здравого смысла. Это потом его называют святым, пишут его иконы и служат молебны. А в жизни он делает трудный и не всегда очевидный выбор, часто наперекор мнению друзей и близких. И за этот выбор расплачивается. Пожалуй, самыми «отчаянными» в этом смысле выглядят пророки – люди, которых призывает Бог для сообщения Своей воли, часто целым народам. У пророков незавидная земная судьба: непонимание близких, гонения, мучительная смерть. Обличая людей в идолопоклонстве и лицемерии, пророк не может отклониться от своего назначения быть орудием Божественного суда. Эти слова в полной мере относятся и к одному из самых почитаемых пророков на Руси – Илие.
ПОЧЕМУ ИЛИЯ?
Источник наших знаний об Илие – ветхозаветная Третья книга Царств, однако и в Евангелии он упоминается несколько раз. Например, когда Христос говорит об Иоанне Крестителе:
«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти».
Или когда стоявшие у креста Христова говорили:
«Илию зовет Он».
Не делая попытки подробного пересказа жития пророка, остановимся на тех его моментах, в которых можно найти прямые параллели с Евангелием. Возможно, именно на этом пути нам удастся найти ответ на поставленный вопрос.
ИЛИЯ И ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
Имя пророка – указание на суть его служения. Имя Илия в переводе означает «Бог мой Господь». Илия жил во времена израильского царя Ахава, когда народ начал совершать поклонение Ваалу – как считалось, могущественному финикийскому божеству. И хотя проповедь Илии оказалась в целом успешной, Израильское царство оставалось полуязыческим, а во времена ассирийского пленения и вовсе исчезло.
Имя Крестителя Христова – Иоанн – переводится как «Господь сжалился». Иоанн пришел для того, чтобы представить Христу «народ приготовленный», предварительно погрузив его в воды покаяния.
В именах Илия и Иоанн как бы содержится двусоставная идея человеческого спасения: почитание единого Бога и милость Божия к согрешающим, но кающимся людям.
И в истории Илии, и в жизни Иоанна фигурируют властные, энергичные и нечестивые женщины: Иезавель, жена Ахава, по приказу которой уничтожались пророки истинного Бога, и Иродиада, ненавидевшая Иоанна за то, что он выступил против ее связи с царем Иродом. Когда Иезавель узнала о том, что Илия уничтожил жрецов Ваала, то послала передать ему страшные слова:
«Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано с душой каждого из них».
И если Илие удалось бежать от ее ненасытного гнева, Иоанн за свои слова был заключен в тюрьму, а потом и вовсе убит – после того, как другая женщина – молодая дочь Иродиады – потребовала принести ей отрубленную голову праведника.
И тот и другой пророк могли сказать о себе словами пророка Давида:
«ревность по доме Твоем снедает меня».
И тот и другой долгое время находились в безлюдных местах: Илия – потому что бежал от разгневанной царицы, а Иоанн – потому что всегда был пустынножителем. Есть даже иконографический сюжет «Ангел пустыни», где Иоанн изображен в одежде из верблюжьего волоса, с крыльями за спиной. Пустыня – место молитвы и ожидания, символ материальной скудости и духовных испытаний. Илия скрывался сначала к востоку от Иордана, где вороны приносили ему мясо и хлеб, а затем в пустыне около Вирсавии, где его, унывающего, укреплял ангел. Иоанн носил власяницу, ел акриды и дикий мед и пребывал в пустыне до своего явления Израилю.
ИЛИЯ И ИИСУС
Параллели между Илией и Христом, пожалуй, не такие явные. Но вспомним: Христос ведь тоже вышел на Свое земное служение из пустыни, после того, как пребывал там 40 дней и 40 ночей. Некоторые чудеса Христовы, связанные, например, с умножением материи, находят свое соответствие и в житии пророка. Когда Илия бежал от Иезавели, около финикийского города Сарепты он встретил вдову и попросил дать ему пищи. И когда выяснилось, что в доме осталось совсем немного муки и масла, Илия пообещал, что они не закончатся, пока он будет жить в ее доме. Не вспоминаем ли мы сразу же о евангельском чуде умножения хлебов?
Илия в состязании со жрецами устраивает жертвенник из 12 камней, тем самым подтверждая единство веры еврейского народа, состоящего из 12 колен Иакова. Иисус, избирая 12 ближайших учеников, апостолов, обещает им, что они будут судить 12 колен Израилевых, создавая тем самым из них и их последователей новый народ – христиан, составляющих собой Его Тело – Церковь.
И Илия, и Христос поднимались на высокие горы. Гора в Священном Писании – символ трудного движения к Богу и одновременно радостного пребывания в Его покое. В пещере на горе Синай, где Моисею были даны скрижали закона, Бог обратился к Илие и явился ему в «веянии тихого ветра». На Фаворе Христос преображается Сам, и Петр, пораженный неизреченной белизной света, который исходил от Учителя, сказал знаменитые слова:
«Господи, хорошо нам здесь быть!»
Многие помнят, что на иконах Илию изображают сидящим в огненной колеснице, поднимающейся к небу. Илия – один из двух Ветхозаветных праведников, не увидевших телесной смерти. Вознесение Илии предшествует по времени Вознесению Христову, но суть остается той же: движение вверх, к небесному Отцу, и затем движение в обратном направлении, к людям:
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного».
Второе Пришествие Господа, праведного Судии, предварит Илия, который был взят на небеса в человеческом теле.
ИЛИЯ И АПОСТОЛ ПАВЕЛ
Еще одну параллель к чудесам пророка Илии можно найти в книге Деяний апостолов, там, где говорится о воскрешении умершего юноши. Помните?
Юноша Евтих, слушая ночное слово апостола, уснул и упал с третьего этажа мертвым.
«Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем… отрока привели живого, и немало утешились».
Когда заболел и умер сын вдовы, у которой жил Илия, пророк обратился к Богу с просьбой воскресить его.
«И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!»
Господь слышит любящих Его, и молитва праведника может воскресить из мертвых.
Чудеса, связанные с Илией и описанные в Ветхом Завете
По молитве Илии «заключилось» небо и не давало дождя, из-за чего случился голод (3 Цар. 17:1).
По слову Бога пищу Илие приносили вороны (3 Цар. 17:6) и Ангел (3 Цар. 19:5-6).
По слову Илии пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16).
Илия воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22).
По молитве Илии Бог дал дождь на землю после трехлетного «заключения» неба (3 Цар. 18:41-45).
Илия низводил огонь с небес как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4 Цар. 1:10-12).
Илия разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4 Цар. 2:8).
Илия был вознесен живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Цар. 2:11).